Пособие для государственных деятелей с шикарно снятыми регбийными матчами.
В 1990 году, после нескольких десятилетий заключения, знаменитый южноафриканец Нельсон Мандела выходит из тюрьмы, и его освобождение не остается незамеченным для молодого регбиста Франсуа Пиньяра. Они встретятся снова через четыре года, накануне международного первенства по регби, когда Мандела уже будет президентом ЮАР, а Пиньяр капитаном сборной Всуетные новые времена сплотить нацию может только стадион.
Если верить Клинту Иствуду, доктор Мандела понял это задолго до кремлевских столоначальников. Спорт заносчивых колонизаторов и белых воротничков Мандела превратил в цемент, из которого отлил фундамент для страны своей мечты. Так ли все было на самом деле, думать не хочется. Факт налицо – в 1995 году сборная ЮАР по регби, до этого не участвовавшая в чемпионатах мира по политическим мотивам, действительно выиграла заветный кубок, победив Новую Зеландию. Аплодировали ей не только белые зрители. Если же отвлечься от реальной жизни и вспомнить о кино, то будет честным сказать, что «Непокоренный» смахивает скорее на агитку, чем на фильм от автора «Малышки на миллион».
Праздничная, по-пырьевски монументальная интонация этой как бы спортивной драмы не позволяет сомневаться в исходе начинания Манделы: белокожие южноафриканцы победят не только заморских соперников, но и самих себя – вчерашних плантаторов и угнетателей. Поэтому столь естественными выглядят сначала поездка команды джентльменов к детям из негритянского гетто, а затем экскурсия на остров Роббин, где отбывал срок лидер страны. Без них, конечно, не было бы золотого кубка, который в финале так красиво держат черные руки Манделы и белые – Пиньяра. К сожалению, получить удовольствие от этой по-своему искренней, но до крайности тенденциозной ленты не помогает даже игра Моргана Фримана и Мэтта Дэймона. Да и о какой игре можно говорить, если перед нами нечто среднее между житием и спортивными мемуарами.
Сохранять интерес к происходящему на экране можно, лишь рассматривая фильм в сравнении с вышедшим в прошлом году «Районом №9». По крайней мере, становится понятно – поведать о южноафриканской жизни во всех ее тонкостях удается сегодня только в жанре фантастики.