Слишком холодный и безэмоциональный даже для Исландии триллер об отце, ступившем на криминальный путь ради спасения дочери из лап наркобарыги
Слишком холодный и безэмоциональный даже для Исландии триллер об отце, ступившем на криминальный путь ради спасения дочери из лап наркобарыги.
Сложившуюся удачно жизнь талантливого хирурга-кардиолога Финнура омрачает всего одна, но большая проблема – его старшая дочь Анна находится в том возрасте, когда родителей уже не слушают, но глупости еще совершают. Новый знакомый дочери Оттар Финнуру сразу не нравится, и чутье не подводит доктора – приятель не только сам крепко сидит на наркотиках, он втянул в грязь и Анну. Разгневанный отец сдает наркопритон полиции, но эффект получает неожиданный – долг за конфискованный копами героин Оттар перекладывает на Финнура, а в случае невыплаты крупной даже для успешного врача суммы Анне несдобровать. Отчаявшись получить помощь у полиции, доктор берет ситуацию под свой контроль, но вскоре оказывается перед сложным выбором: убить угрожающего его семье подонка или, храня верность клятве Гиппократа, бороться за его жизнь.
Внутри исландского актера и режиссера Бальтасара Кормакура идет такая битва Льда и Пламени, какая не снилась Вестеросу, – родившийся в самой северной стране, он имеет горячие испанские корни. Столкновение южного темперамента с полярной невозмутимостью создает причудливые творческие узоры: в своих фильмах Кормакур то отправляется на Эверест, то погружается на дно бандитского Нового Орлеана, его герои то заперты в занесенном снегом городке, то свободны, словно ветер. Культовым режиссером исландца не назовешь, но у него определенно есть свой стиль, умение создавать напряженную атмосферу и страсть к красивому экшену. Добавьте к этому внушительный актерский опыт Кормакура, которым он решил поделиться в «Клятве», и можно предположить, что зритель получит сеанс крепкого мужского боевика с зубодробительными противостояниями и тугим узлом интриги, развязка которой не будет ясна до самого финала.
Увы, от завышенных ожиданий стоит сразу предостеречь. Кино получилось крепким и жанрово точным, но воодушевления и энергии Кормакуру на этот раз сильно недостает. Прежде всего в глаза бросается невыдающаяся работа сценариста Оулавюра Эгильссона – в первые полчаса фильм просто никак не может начаться, происходит пустопорожнее блуждание, никак не помогающее ни раскрытию персонажей, ни завязке конфликта, ни формированию атмосферы напряжения. Создается полное впечатление, что мы смотрим документальный фильм о жителях пригорода Рейкьявика, которые даже не всегда в курсе того, что их снимают. Больно ударяет это и по персонажам картины – хотя экспозиция «Клятвы» затянута, симпатий в кадре никто не вызывает, все герои – разрозненные, хаотично передвигающиеся шаблоны и ярлыки.
Особенно странно такая актерская беспомощность выглядит с той точки зрения, что главную роль в фильме взялся играть сам Кормакур, но его Финнур – персонаж совершенно бесцветный. С какой-то поразительной даже для исландца холодностью он воспринимает все происходящее с ним и его дочерью. Все волнение отображается только на экранах мониторов, транслирующих течение операции – там доктор не может, грубо говоря, продеть нитку в иголку. Плохая игра или предельное равнодушие персонажа – оба варианта зрителя к отцу, вставшему на защиту дочери, не особенно располагают.
Ровно такое же бесцветно-сухое и все остальное кино. Семья Финнура словно в воду опущена, коллеги по работе передвигаются и говорят словно в толще киселя, даже единственная в фильме серьезная драка напоминает шуточную борьбу двух перепивших на жаре пива приятелей. При этом окружающие пейзажи оператор Оттар Гуднассон демонстрирует с такой скорбью, словно Исландия не европейская жемчужина, а огромное старинное кладбище, неухоженное и скрытое от людских глаз. А между тем известно, что эта северная страна умеет быть красивой и притягательной.
Оправдания вроде «Ну, это же неонуар, здесь все так и должно быть» не работают – для крепкого жанрового фильма в «Клятве» слишком много упрощений, рыхлый конфликт и не особенно правдоподобная кульминация. Чего-то большего, чем скромная демонстрация на условном кабельном канале «Мужское кино», фильм Кормакура на этот раз не заслуживает. Что ж, у кого-то из иностранцев не получается закрепиться в Голливуде, а Бальтасар не слишком успешно вернулся на родину. Ну так на то он и противоречивая личность, соединяющая Юг и Север, были в его карьере фильмы лучше и будут еще. Подождем.
С 17 августа в кино.