
Предельно простое кино со сложной героиней
Марина Абрамович – югославская художница, которая использует в качестве главного арт-объекта собственное тело и эмоции. Весной 2010 год во время большой инсталляции-ретроспективы своего творчества она провела очередной перформанс. Почти три месяца день за днем 64-летняя Абрамович сидела в выставочном зале и смотрела в глаза посетителям выставки.
Перформанс "В присутствии художника" проводится с 2010 года.
Разговоры на камеру, рабочие моменты, многочисленные лица, с которых при желании можно считать как искренность, так и легкую или тяжелую формы безумия – на первый взгляд ничего выдающегося в картине нет. Но вся суть "В присутствии художника" в том, что, не будучи большим знатоком жизни и творчества Абрамович, меньше всего ожидаешь увидеть то, что видишь. Спокойная и красивая женщина варит огромные кастрюли еды, готовит молодых людей к возлежанию нагишом под скелетом и черпает силы в красном постельном белье. Потом, такая же красивая и спокойная, смотрит в глаза сотням незнакомых людей.
В интернете существует игра, позволяющая виртуально в нем поучаствовать. Поиграть, правда, получится только в рабочее время Нью-Йоркского музея современного искусства – на виртуальной выставке все как в жизни.
Можно любить или не любить Марину Абрамович, но в фильме (который, наверное, даже не столько про нее, сколько про конкретный перформанс) она парадоксальна и поразительна в своем несоответствии внешности и поведения, что, как минимум, интересно. Вместо спецэффектов – стыки на удивление разумных и простых монологов Абрамович с ее же пугающими постановками. Вместо банальной съемки реакции зрителей на объект инсталляции – реакция объекта на зрителей и его воздействие. И в объекте (то есть, в Абрамович) эмоций, кажется, больше, чем в ком бы то ни было.
Картина получила приз зрительских симпатий на Берлинском МКФ.
На протяжении всей творческой жизни героине задавали один и тот же вопрос: "Почему то, что ты делаешь, называют искусством?" Авторы честно продержались все экранное время, не пытаясь на этот вопрос ответить и не давая оценок деятельности самой Абрамович.
При этом все живое, что есть на экране, исходит только от нее: и не обязательно было строить сюжет на истории встречи с бывшим возлюбленным: Абрамович – сама себе и сюжет, и конфликт, и драма. Даже если кто-то решит спорить с тем, что она делает искусство.