Не дотягивающий до уровня других комикс-экранизаций Netflix «Железный кулак» разочаровывает во всем: глупые герои уныло бодаются за никому не интересные финансы или банально перекраивают карту криминального мира. Скука!
После пятнадцати лет отсутствия, когда весь мир уже посчитал его погибшим, в Нью-Йорк возвращается наследник крупной финансовой империи Дэнни Рэнд. Немногочисленным своим старым знакомым молодой человек несет чушь про спасших его после авиакатастрофы, в которой погибли отец и мать Дэнни, гималайских монахах, про таинственную силу, которой он может управлять, и про великую цель, которой подчинена теперь жизнь Рэнда. После нескольких дней в психушке называющий себя «Железным кулаком» Дэнни возвращает себе финансовые активы отца и вместе с новообретенной подругой Коллин Винг открывает фронт борьбы с криминалом и наркодельцами, каким-то образом связанными с таинственной организацией под названием «Рука». Увы, проникновение агентов последней в современном мире оказывается слишком глубоким, чтобы уничтожить заразу одним ударом.
Как ведущие современные сказочники, компания Marvel отлично понимает, что любая, даже самая фантастически прекрасная история имеет свои спады, падения и даже провалы. Да что там, сказки рано или поздно заканчиваются, даже самые лучшие и любимые. В своей кинематографической вселенной силами огромных капиталовложений Marvel умудряется пока удерживать шаткий баланс (хотя некоторые картины из линейки «Мстители» шедеврами не назовешь при всем желании), но вот на ТВ денежные костыли действуют хуже, и именно здесь комикс-издателя можно «поздравить» с первым полноценным провалом. Да, «Железный кулак» – это откровенный даже не шаг назад, а отчаянный прыжок в пропасть.
Сразу отделим мух от котлет – у телепроектов Marvel и Netflix особенная стать, они одинаково далеки как от киношного мира Железного человека, Капитана Америка и Тора, так и от телевселенной «Агентов Щ.И.Т.а» и «Агента Картер». То есть формально герои существуют где-то рядом, но атмосфера, стилистика и манера подачи персонажей во всех трех плоскостях сильно отличаются. А потому сравнивать «Железный кулак» стоит исключительно с коллегами-конкурентами – «Сорвиголовой», «Джессикой Джонс» и «Люком Кейджем». К сожалению, сравнение это будет сильно не в пользу нового шоу, если раньше Кейдж казался существенно «слабее» предшественников, то на фоне Дэнни Рэнда сериал о «черном громиле» – верх драматизма и глубины.
«Кулак» же не выдерживает вообще никаких сопоставлений. В нем и близко нет тех смачных боевых сцен, которыми выделяется «ночная рабочая смена» Мэтта Мердока, он лишен малейших проявлений грусти или меланхолии, которыми был пронизан Кейдж, наконец, он даже на сотую долю не столь увлекателен, как противостояние Джонс и Киллгрейва, – честное слово, нужно сильно постараться, чтобы найти за что «Кулак» можно похвалить.
Разумеется, единой причины у подобного провала нет, здесь сошлись вместе сразу несколько неудачных решений, недоработок, некомпетентных ходов. Во-первых, у «Железного кулака» крайне слабый сценарий, даже для комикс-экранизации он непозволительно плоский, предсказуемый и наивный. У главного героя нет никаких толковых мотивов что-то делать, его противники – сплошь ленивые дегенераты, да и войны внутри финансовых корпораций – это куда менее интересно, чем противостояние вселенскому злу или даже отдельно взятому психу с дробовиком. Смотреть «Кулак» просто неинтересно – это пресное зрелище, достойное унылого кабельного канала, но никак не подходящее линейке жестких шоу, продвигаемых Netflix.
Во-вторых, с выбором актера на главную роль авторы «Кулака» явно промахнулись. Дело в банальном несоответствии Финна Джонса образу даже не супергероя, а просто крепкого парня, способного вдарить. Серьезно, Кулак в его исполнении больше похож на заштатного клерка, две недели походившего в «качалку» и возомнившего себя «новым Дэнни Йеном». Но даже его пассы руками, к которым Дэнни прибегает каждый раз, когда сюжет застопоривается, выглядят смешно – так двигаются пенсионерки, впервые пришедшие на занятия по ушу. Оттого растут и две другие проблемы: в сериале катастрофически мало экшена, а те схватки, что есть, не дотягивают даже до уровня «Стрелы» – это банальная сериальная хореография с медлительным монтажом, пролетающими в метре от лица кулаками и мечами, которые направлены куда угодно, но только не на противника.
Но даже это можно было бы вытерпеть, будь в «Кулаке» хотя бы намек на интригу. Но этого нет, потому что у Дэнни Рэнда, как бы плох он ни был, нет достойных соперников. Семейство Мичам – троица хлюпиков, которые не знают, как пользоваться имеющимися у них властью и способностями, зловещая Мадам Гао, которой пугали еще в «Сорвиголове», оказывается фикцией, а таинственная «Рука» может напугать только совсем наивного зрителя. Ее могущество авторы так и не сумели продемонстрировать. Увы, но «Железный кулак» не может предложить зрителю ничего, кроме поразительной наивности и глупости героев, редких оммажей классике фильмов о кунг-фу («Пьяный мастер» постановщиков, видимо, особенно впечатлил) да кивков в сторону других сериалов – Клэр Темпл здесь едва не главным героем стала.
В глубине души хочется надеяться, что рыхлость «Железного кулака» иллюзорна, что это просто сосредоточение силы перед запуском «Защитников», но, увы, это лишь попытка ухватиться за соломинку. Новый сериал плох даже не в сравнении с другими супергеройскими шоу, это скверная, плохо поставленная и плохо сыгранная история, за которую всем причастным обязательно будет стыдно. Держать уровень трудно, но это путь, который Marvel выбрала для себя сама. Отступления здесь уже никто не потерпит. А «Кулак» – это капитуляция, полная и безоговорочная.