Угловатая, неотесанная и сильно уступающая «Назад в будущее», но все же приятная и смешная комедия о путешествии современного парня в Москву 1980-х
Студент-старшекурсник Никита (Данила Шевченко) не скрывает, что хочет добиться большего, чем его отец-неудачник, прозябающий на низкооплачиваемой работе в замшелом НИИ. Экспериментируя в лаборатории МИФИ, Никита создает устройство, произвольно телепортирующее мышей по всему вузу. Когда парень пытается усовершенствовать свое изобретение, он находит на складе странный прибор, чинит его, включает… И переносится в 1985 год, когда его отец вместе с друзьями учился в МИФИ и ухаживал за будущей матерью Никиты.
Казалось бы, работа на телевидении должна была приучить Алексея Пиманова к мысли, что фильмам надо давать ясные названия, намекающие на их содержание. Но, наверно, после стольких лет в «Человеке и законе» продюсеру, режиссеру, сценаристу и телеведущему приятно было назвать свой третий полнометражный фильм (после «Трех дней в Одессе» и «Мужчины в моей голове») так, чтобы никто ничего не понял.
Не направляет зрителей в нужном направлении и постер картины, изображающий четырех овечек в человеческой одежде. Глядя на него, легко заподозрить, что Пиманов ушел из кино в анимацию и нарисовал российский ответ английскому «Барашку Шону». Поэтому нужно добраться до трейлера ленты, чтобы понять, о чем рассказывает «Овечка Долли», и осознать, что заглавие фильма – это «мета-название», описывающее не суть картины, а ее закадровую историю. Ведь Пиманов, подобно «родившим» Долли шотландским биологам, создал клон – копию «Назад в будущее».
Справедливости ради надо сразу сказать, что «Овечка Долли» – копия вольная и идейно противоположная. Если Роберт Земекис в своем фантастическом шедевре намекал, что взрослым есть чему поучиться у детей, то Никиту судьба забрасывает в прошлое, чтобы он понял, что его отец – мировой мужик, и чтобы он осознал, какой крепкой и веселой была дружба во времена, когда молодые люди не жили в компьютерах и сотовых телефонах. Герой «Долли» не исправляет былое – он усваивает его урок и начинает иначе смотреть на некоторые вещи и на некоторых людей.
Пиманов – ровесник старших персонажей «Овечки», и его изображение 1980-х пропитано иронической ностальгией. Режиссер с восторгом и юмором вспоминает комсомольские дискотеки, автоматы с газировкой, экзамены по научному коммунизму, поездки большими компаниями на маленьких машинах, походные песни под гитару, кроссы в противогазах, драки «городских» и «деревенских», очереди за колбасой… Причудливые, душевные и порой уморительно смешные погружения в прошлое – лучшая часть фильма, и она может понравиться как тем, кто все это помнит, так и тем, кто хочет понять, почему их родители с теплотой вспоминают «тоталитарные» годы.
К сожалению, достоинства «Овечки» исчерпываются сеансом групповой ностальгии. В отличие от Земекиса, Пиманов не прилагает к экскурсии в прошлое увлекательный, интригующий сюжет. Никита, как уже говорилось, лишь наблюдатель, а не активно действующее лицо, а с таким персонажем сюжетной каши не сваришь. Ни тебе любовного треугольника, ни тебе изощренного плана возвращения в будущее с участием молнии и часовой башни. Оба временных перемещения Никиты донельзя рутинны. Равно как и роман героя со студенткой из прошлого, которая тоже интересуется пространством-временем. Сцена их знакомства, правда, довольно забавна, но дальше – сплошная зевота с минимумом «романтической искры» и не до конца убедительной, монотонной игрой певицы Юлии Савичевой. Хуже же всего то, что к сюжету ленты отношения Никиты и Маши не имеют никакого отношения и что Маша даже, кажется, не входит в «ближний круг» родителей парня. То есть она наспех прицеплена к сценарию лишь для того, чтобы Никита не получился абсолютно пассивным протагонистом.
Разочаровывает и персонаж Виктора Сухорукова по прозвищу Громозека – дальний родственник Дока Брауна из «Назад в будущее». В «Долли» это колоритный, но эпизодический и невнятный герой, который то мешает Никите, то ему помогает и предстает при этом то сварливым нелюдимом, то радушным добряком. Кроме того, Громозека объясняет, какое отношение путешествия во времени имеют к клонированию, в совершенно абсурдной, мрачно-гротескной сцене, которая по тону и содержанию никак не рифмуется с основным повествованием. Так и хочется предположить, что эта сцена из совсем другого сценария, которая случайно попала в «Овечку» и угнездилась там, как кукушонок в чужом выводке птенцов. Впрочем, на игру Сухорукова приятно смотреть, даже когда в фильме она неуместна.
Наконец, создатели «Долли» промахнулись с гримом. Как и в «Назад в будущее», в прологе и эпилоге картины молодые актеры в гриме играют 50-летних персонажей, чтобы без грима изобразить своих героев в юности в основной части ленты. Однако их грим не всегда достаточен, и Никита в начале картины кажется ровесником (в лучшем случае младшим братом) «отца» и «матери». Фильм, правда, не особенно от этого страдает, поскольку пролог и эпилог – лишь малая часть картины. Но фиаско гримеров подчеркивает, что до «Назад в будущее» «Овечке» далеко.
С другой стороны, ностальгия «Долли» – наша, родная, а не далекая от нас заокеанская тоска Земекиса, и лучшие сцены фильма – это классное комедийное кино. Так что если вы не против того, что лента распадается на отдельные комические виньетки, что у нее нет драйвового сюжета и что, когда герои заговаривают о физике, они несут чушь похлеще «джиговаттов энергии», то на эту неуклюжую, но веселую и сентиментальную ленту стоит обратить внимание.