Французский режиссер Ксавье Генс, уже известный зрителям по триллеру "Хитмэн", начинал с хоррора. Теперь его фильм "Граница" о банде преступников, попавших к нацистам-каннибалам, выходит в российский прокат.
Воспользовавшись уличными беспорядками и тем, что полиция занята бунтовщиками, преступная банда прихватывает хорошие деньги и дает деру. Как спрятанный рояль в кустах, на их пути появляется небольшой старенький мотель, где герои и планируют переночевать. Но вскоре незадачливые постояльцы понимают: в этом месте происходят странные и ужасные вещи – содержит мотель семейка неонацистских каннибалов, которые имеют свои планы на гостей.
«Граница» /Frontiere(s)/ (2007) была дебютным фильмом Ксавье Генса, позже прославившегося «Хитмэном» /Hitman/ (2007) – триллером про "Агента-47" со штрих-кодом на затылке. Работы получились настолько непохожими, что можно подумать, будто они сняты двумя разными людьми. И дело здесь даже не в размере финансирования (бюджет "Границы" примерно в одиннадцать раз меньше затрат на "Хитмэна"), а скорее в том, насколько разные задачи стояли перед режиссером. Если пижонская история про наемников в изысканных костюмах и проституток в багажниках была попыткой создать образ идеального убийцы, в котором пробуждаются какие-то человеческие чувства, то "Граница" делалась скорее с целью шокировать кровавой бесчеловечностью. Сам режиссер называет "Границу" "фильмом-выстрелом", "фильмом без полумер".
Полумер Генс действительно не признает – в одной из сцен беременная героиня ужинает не просто своим другом, а отцом ребенка, подтверждая амбиции "Границы" называться одним из кровавых и жестоких образцов жанра. Правда, сомнительной кажется линия с неонацизмом. Как только в кадре появляется главарь злодеев и полоумным фюрером выдает фашистские мотто, невольно теряешься – для сатиры глуповато, для инфернального гестапо-хоррора слишком нелепо. И в самом деле – от безумства до глупости один шаг.
Куда более интересным представляется политический подтекст "Границы". Еще пару месяцев назад очередные уличные демонстрации в Париже не сходили с экранов, и кто-то из французских зрителей картины был к ним причастен. Теперь все перенесено в фильм. Городская стычка с полицией, в которой любой может быть убит, или семья людоедов-извращенцев, желающая разрубить гостей на кусочки и засунуть в холодильник – выбор у героев невелик. Приятелям даже не пришлось особо привыкать к страшному сну, в котором они оказались – кошмар стал логическим продолжением действительности. Генс решительно приравнивает современную политическую ситуацию к каннибализму с нацистской риторикой, и хотя галльская политика задается в фильме лишь пунктиром, значение ее при этом не умаляется.
В то же время "Границу" сложно назвать аутентичным французским хоррором. Уж чересчур перекликается фильм с образцовыми американскими ужастиками вроде "Техасской резни бензопилой" /Texas Chainsaw Massacre, The/ (1974) Тоуба Хупера или «Хостела» /Hostel/ (2005) Илая Рота. Иногда Генс не просто заимствует самые выразительные ходы из этих фильмов, а откровенно вешает на чужие крючья своих героев.
Что ж – крючья эти настолько прочные, что выдержат еще не одного персонажа.