Блестящая тонкая драмеди о столкновении старой Европы с молодой ближневосточной энергетикой – грусть, юмор и открытый финал. Все как в жизни
Блестящая тонкая драмеди о столкновении старой Европы с молодой ближневосточной энергетикой – грусть, юмор и открытый финал. Все как в жизни.
Калед – молодой беженец из сирийского Алеппо. Судьба помотала его по Европе, разлучила с сестрой и забросила в порт Хельсинки, грязного, оборванного и голодного. Веря в справедливость государства, Калед идет в полицию и миграционный центр, но получает отказ – наутро после суда его депортируют на родину, и сирийцу приходится бежать из-под стражи. Викстрем – престарелый торговец, чей бизнес идет на дно. Собрав волю в кулак, мужчина рвет отношения с пьющей женой, собирает все доступные средства и выкупает обанкротившийся ресторанчик. Оба героя почти потеряли надежду, но в их жизни появляется еще один шанс достичь счастья, нужно лишь сделать небольшое усилие…
Финский режиссер Аки Каурисмяки, любимчик европейских киносмотров и прижизненный скандинавский классик, относится к тому числу постановщиков, чьи фильмы всегда с нетерпением ждут поклонники. Со стороны неподготовленному зрителю его ленты могут показаться едва ли не одинаковыми – всегда присутствует сюжетная линия столкновения различных страт общества, обязателен в кадре герой преклонных лет, переживающий всплеск в, казалось бы, затянутой тиной жизни, неизменны бодрая музыкальная составляющая и ресторанная тематика – но это не показатель однообразия или бесталанности. Наоборот, это стиль и умение рассказывать истории простым, понятным и в то же время красивым языком. Да, финское кино несколько отличается от привычных европейских картин, но в этом кроется и его особая прелесть.
Из-за того что Каурисмяки не снимал большое кино с 2011 года, могло показаться, что его очередной фильм станет каком-то грандиозным полотном, чем-то всеобъемлющим и эпохальным, но «По ту сторону надежды» оказалась милой, душевной лентой, непривычно легкой даже для вечного оптимиста-режиссера и в то же время необыкновенно актуальной. Тему мигрантов финн затрагивает не впервые, предыдущий фильм «Гавр» также затрагивал проблемы «пришельцев» в Европе, но сейчас все серьезно – на заднем плане кадры войны в Сирии, главный герой с дрожью в голосе рассказывает про разбомбленный дом и похороны родных. Все серьезно, но при этом «По ту сторону надежды» не зря позиционируется как комедия – Каурисмяки приготовил для вас несколько очень смешных эпизодов.
Здесь нужно отметить, что картина четко делится на два слоя – есть история «старой Финляндии», олицетворяемая торговцем по имени Викстрем. Это заметно сдавший человек, не нашедший себя в бизнесе, столкнувшийся с криминалом, расставшийся с пьющей водку из стакана женой. У него есть мечта – открыть собственный ресторанчик, но хозяйство это слишком хлопотное, чтобы просто почивать на лаврах и «стричь капусту». Новую эпоху олицетворяет Калед – незваный, случайный гость, признающийся в любви к Хельсинки, но мечтающий поскорее убраться в другое место, чтобы избежать проблем с законом. Парень вежлив, работящ, миролюбив, но для общества он остается чужаком, за которым охотится или полиция, или местные нацисты. Да, к соотечественникам Каурисмяки настроен весьма критически.
Возможно ли сосуществование двух страт? Да, конечно, но для этого всем нам (никто ведь не станет спорить с тем, что для России проблема миграции стоит ничуть не менее остро, чем для Европы) нужно будет перестроиться, изыскать резервы терпимости и готовности к компромиссам. Калед на уступки идет – он желает все оформить по закону, он готов на любую работу и честно сообщает все подробности своей жизни. Готов к подвижкам и Викстрем – в своем ресторане он во многом доверяется троице опытных работников, ищет для заведения новое меню и антураж. Получается, что единственным препятствием на пути всеобщей интеграции стоит государственная машина?
Это так и не так, Аки Каурисмяки предпочитает на этом отшутиться, превратив в фарс, например, подделку документов или контрабанду через границу – фильм вообще часто обращается к юмору, даже в тех ситуациях, когда героям угрожает гибель. Но в этом тоже заключается стилистическая марка режиссера – он рассказывает о простых людях, которые перед лицом надвигающихся проблем и кризисов внезапно оказываются великими воинами или миротворцами, творцами и философами, героями и подвижниками, а в таких делах как без толики юмора? Шутить никакие наряды полиции не запретят.
Шесть лет добровольного отстранения ничуть не повредили Аки Каурисмяки – он все так же филигранно строит диалоги (и это при том, что герои говорят на трех языках), вместе с проверенным оператором Тимо Салминеном режиссер строит необыкновенную картинку (обратите внимание на сине-серую грусть кадров с Каледом и ядовитую «техниколоровскую» краску сцен с Викстремом), наконец, никто так не показывает Финляндию, как этот мастер. Фильм смотрится легко и настраивает на самые позитивные мысли о будущем объединенного Старого Света – нужно лишь проявить чуточку терпения друг к другу.
С 7 декабря в кино.