Мучительно плохое кино с Пирсом Броснаном в роли вора, который решает ограбить опасную террористическую организацию.
Ричард Пейс (Пирс Броснан) — гениальный вор, который уже много раз попадался на больших кражах, но после всё равно сбегал из тюрем. В очередной раз свинтив из- под стражи, он натыкается на банду «Изгои», которая вербует его к себе. Им нужна помощь Ричарда в хищении золота у террористической организации, с которой связан давний враг вора — владелец сети тюрем Уорнер Шольц. Загвоздка в том, что богатство банда себе не оставит — они работают ради людей. Ричард на такое соглашаться не очень хочет, и переубедить его пытается дочь- активистка Хоуп (Гермиона Корфилд), которая и рассказала «Изгоям» о своём отце.
Думается, не стоит ходить вокруг да около, лучше выложить сразу как есть: «Ограбление по-джентльменски» — кино настолько безнадёжно плохое, что как мишень для критики попросту неинтересно. Ему больше подошёл бы не сухой текстовый анализ, а формат YouTube-обзора, где харизматичный ведущий выхватывал бы из картины куски и смеялся над ними вместе со зрителями. По степени кинематографического и, прости господи, драматургического мастерства это кино примерно на уровне мокбастеров студии Asylum или боевиков Александра Невского. Вот только у первых есть самоирония и полное осознание того, что они создают «треш». Второй, напротив, кажется настолько искренним, что комедия высекается как бы непреднамеренно и независимо от воли автора. Про создателей «Ограбления по- джентльменски» не получится сказать ни того, ни другого.
У режиссёра Ренни Харлина — когда-то снявшего, видимо, случайно пару неплохих картин («Крепкий орешек 2», «Долгий поцелуй на ночь») — есть эта удивительная черта кинематографиста, который даже откровенно безобразное кино снимает максимально скучно. Так, чтобы никому в голову точно не пришли формулировки в духе «так плохо, что даже хорошо». Что там и говорить, если за свою карьеру он получил аж 6 номинаций на «Золотую малину»… и ни одной не выиграл. Эдакий лузер среди лузеров, он вечно находится на грани «ужасно плохого» и «из ряда вон плохого», но так её и не переходит — не хватает какого-то самозабвенного драйва трешедела, подкупающего света обречённой души, свойственного тому же Невскому или, скажем, Томми Вайсо.
Ему бы сейчас делать кино со Стивеном Сигалом (вот уж был бы союз, заключённый дьяволом), вернуться в лоно усреднённого боевичка а-ля девяностые, на которые всегда найдётся спрос. Но нет, Харлина несёт в современность — он рассказывает историю «Ограбления по-джентльменски» в череде запутанных флешфорвардов и флешбэков, куда надо и не надо суёт модный, как ему кажется, сардонический закадр. В общем, подражает криминальным комедиям в духе (как правильно заметили наши хитрые локализаторы) Гая Ричи. Мало того что этот стиль сам по себе устарел лет на 15, так Харлин ещё и пластически работает по методичкам, где-то подхваченным в конце прошлого века: если экшен-сцена, то какой-то набор случайных кадров под бодрую музыку, если ансамблевый каст, то обязательно с надоедливым комик-релифом (троп, который ещё двадцать лет тому назад успел высмеять «Шрек», сам с тех пор превратившийся в исторический документ).
Самое смешное, впрочем, — то, как он видит эстетику современной криминальной комедии. На уровне киноязыка (да и сценария тоже, что уж там) «Ограбление по-джентльменски» напоминает рекламу дорогих часов из нулевых — со всем этим напускным шиком, стаканами виски, Пирсом Броснаном с одной ухмылкой на все случаи жизни. А ещё больше — клипы какого-нибудь исполнителя из Black Star. Тут тебе и крутые тачки, и девушки ходят в слоу-мо в красивых платьях, повсюду золотые отблески, в общем, все атрибуты роскошной жизни в самом колхозном её представлении. Даже герои некоторые носят такие неестественно-аккуратно подстриженные бороды, будто вот сейчас вот в кадр впрыгнет условный Тимати и начнёт рекламировать новую сеть элитных бургерных.
Именно этот напускной шик богатой жизни интересует Харлина тут больше всего — больше копеечной семейной драмы героя Броснана, из ниоткуда возникающей в середине картины (выглядит, будто её придумали на ходу — возможно, так и было), больше классического сюжета об ограблении бандой местных Юриев Деточкиных, и уж точно больше конфликта с центральным антагонистом Тимом Ротом, про которого фильм периодически напрочь забывает. Остаётся только порадоваться за режиссёра, на деньги студии слетавшего в так полюбившийся ему Абу-Даби. И погрустить от вида Пирса Броснана, который, кажется, так и не понял, почему в этот раз реклама Lipton получилась такой длинной (и совсем без чая).