Сонная готика и сырые твисты в новом фильме Скотта Купера («Чёрная месса»).
Экранизация одноимённого романа Луи Байяра. 1830 год. Бывалого констебля Августа Лэндора (Бэйл) нанимают расследовать самоубийство кадета в Вест-Пойнтской военной академии. Детектив нанимает в помощники начинающего писателя Эдгара Аллана По (Гарри Меллинг). Вместе дуэт приходит к шокирующей разгадке дела, где замешан может быть каждый.
Кристиан Бэйл без ума от продолжительных сотрудничеств с любимыми режиссёрами. Обладатель «Оскара» и известный поборник безжалостных к самому себе трансформаций не раз работал с Дэвидом О. Расселлом, Адамом МакКеем и Скоттом Купером. Если первые два, несмотря на претенциозность и справедливую критику в адрес своих фильмов, ещё как-то логично вписываются в траекторию интереса Бэйла (например, обладают престижем и шансами на успех в наградном сезоне), то чем каждый раз актера привлекает конкретно Купер, понять сложно.
В 2010-х актёр дважды появлялся в картинах постановщика, преисполненных смехотворного, постепенно отмирающего мачизма: в суровой драме «Из пекла» и вторичном вестерне «Недруги» с неизвестным на тот момент Тимоти Шаламе. Актёры могли вновь скооперироваться во «Всевидящем оке» — Шаламе хотели пригласить на роль Эдгара Аллана По, но тот отказался, чем избежал подложенной «свиньи». Отдуваться пришлось Бэйлу, чей драматический потенциал серьёзно пострадал от безжизненности ленты и чрезмерных амбиций Купера.
Притворяющееся доблестным представителем редкого ныне жанра мистического триллера и американской готики «Око» вышло на Netfliх в прошедшие выходные. Бэйл подходит к роли центрального персонажа Лэндора с максимальной интуитивностью, прошлое его мрачно, высокий процент эффективного раскрытия преступлений говорит сам за себя. Новое дело отличается от предыдущих, за привычным фасадом суицида одного из кадетов скрывается немало зловещих деталей. В подозреваемых все: руководство военной академии, кадет которой покончил с собой, студенты, местный врач (Тоби Джонс) и его семейство с особой страстью к демоническим ритуалам.
«Вы увлекаетесь поэзией? Конечно, нет, вы же американец», – свежо хохмит легендарный и пока ещё юный писатель Эдгар Аллан По, будущий автор «Падения дома Ашеров» и «Убийства на улице Морг». Как именно тот оказался в Вест-Пойнтской академии, сказать сложно, однако Лэндор мгновенно берёт в оборот способность По подмечать скрытое от глаз большинства и приглашает его на работу без оплаты, бесценного опыта ради, чтобы вычислить маньяка, чьи преступления получают всё больший охват.
Купер и Бэйл (который также числится продюсером) могли запросто превратить изначальный материал в как минимум дерзкий и увлекательный whodunit, не во всём срабатывающий, но стойкий до победного конца. Итог опустошительно пресен: увидеть зарождение По как художника и мучимого творца в нужных руках было бы ценно, не будь здешнее дилетантство настолько явным, сухим, перекрывающим кислород малейшей фантазии.
Поражает бесконечное количество случайно подобранных актёров-статистов: беглая молодёжь, Джиллиан Андерсон с чужими зубами и помпезным южным акцентом, совершенно оторванная от реальности Шарлотта Генсбур в роли работницы местного бара Пэтси, романтического интереса Лэндора. Остаётся только безмолвно вопрошать: кто все эти люди и почему аудитория должна быть хоть немного в них заинтересована? Окружают действующих лиц мертвенно заснеженные пейзажи, перебирающая оттенки серого сценография, фатальное отсутствие юмора, без которого свой смертный приговор подписывают все соучастники. Бережно хвалите себя, если загадка откроется ещё на стадии прочтения синопсиса: может, Купер и всерьёз считает себя талантливым адаптатором, но составляющие статистику подписчики Netflix и подавно гении.
Пожалуй, браться за близорукое в каждом кадре и решении «Око» стоит ради Меллинга. Тот наравне с экранным братом Дэниэлом Рэдклиффом является наиболее прилежным, выходящим за рамки условностей выпускником «поттерианы» (см. «Баллада Бастера Скраггса», «Ход королевы»), которого под конец фильма хочется по-человечески обнять. Пройдёт ещё пара лет, и терпеть театральные зарисовки по типу этой, хотя и с именитым актёром-наставником под рукой, уже не придётся. Настигнет настоящая слава, не масштабов По, но тоже вполне сносная и заслуживающая внимания.