Таинственный мир духов и призраков – частая мишень для кинематографистов
О том, как чувствуют себя живые в доме с привидениями, фильмы снимали едва ли не с первых лет синематографа, а вот каково призракам в доме, куда заселяются новые жильцы, рассказывают нечасто. Первой в памяти всплывает шикарная черная комедия Тима Бертона «Битлджус». В те времена Бертон еще не помешался на Джонни Деппе, а потому везде снимал Майкла Китона – именно ему досталась заглавная роль злобного духа, нанятого прежними хозяевами дома, отправившимися в мир иной, для серии сеансов «экзорцизма живых». В ответ живые обитатели организовали спиритический сеанс, который, впрочем, прошел не слишком удачно для призраков – общение перетекло в изгнание демонов. А ведь дружба привидений Адама и Барбары и семейки Дитц была так близко…
Бывает так: ты строишь планы на долгую счастливую жизнь со своей второй половинкой, на работе открываются фантастические перспективы, просмотренный спектакль оставил массу приятных впечатлений, кажется, перед тобой открыты все дороги, но вдруг – бац! – и случайный грабитель выпускает в тебя заряд своего пистолета, а твоя душа покидает тело. В 1990 году Джерри Цукер снял, пожалуй, идеальную мистическую драму «Привидение» и на века прославил свое имя и имена актеров Патрика Суэйзи, Дэми Мур и Вупи Голдберг. Главный герой превращается в призрака, но не может покинуть мир людей, пока не разберется со своим убийством. А поможет ему в этом мошенница Ода, хозяйка спиритического салона, которая в кои-то веки вдруг связалась с настоящим духом.
Духи и призраки всегда знают больше, чем нам хотелось бы, но спорить с ними бесполезно, духи сами решают, что и кому рассказывать. Героиня мистического триллера Роберта Земекиса «Что скрывает ложь» подозревает соседа в том, что он разделался со своей не в меру шумной женой. Больше того, Клэр даже встречает настоящее привидение – призрак девушки, пропавшей несколько месяцев назад. Даже психиатр считает, что женщине стоит попробовать поискать ответ в иных измерениях, провести спиритический сеанс и спросить у призрака, что ему нужно. Клэр устраивает импровизированный ритуал и, к своему удивлению, узнает даже больше, чем хотелось бы. Оказывается, зло таится не в соседнем доме, а совсем рядом – в том человеке, который все это время был рядом.
Узнать от медиума, что рядом кто-то хранит не слишком приятную тайну, – это еще полбеды. Куда страшнее узнать от проводника в потустороннее, что ты находишься не с той стороны реальности, с которой предполагал… Героиня триллера «Другие» Алехандро Аменабара вместе с детьми ждет с фронта пропавшего мужа в своем огромном особняке. Идут дни, месяцы, годы, от супруга нет вестей, зато дом заполонили звуки и голоса: дети видят привидений, предметы передвигаются, двери хлопают. Кульминацией ужаса для Грейс становится встреча с пугающей слепой старухой, которая открывает женщине страшную тайну: в доме обитают «другие», и они недовольны присутствием в жилище Грейс и ее детей. Спиритический сеанс свяжет два мира, и многие события предстанут в новом свете.
В свое время режиссер Сэм Рейми «Зловещими мертвецами» вписал свое имя в скрижали легенд хорроров золотыми буквами, но затем переключился на шумные блокбастеры и продюсерскую деятельность. Возвращения Рейми в жанр поклонники ожидали с нетерпением и не были разочарованы – «Затащи меня в ад» получился бодрой и по-настоящему жуткой картиной. Героиня подверглась проклятию из уст оскорбленной старухи-цыганки, казалось бы, какая ерунда, но с каждым часом, с каждым днем Кристин все больше ощущает себя не в своей тарелке. Наконец, девушка обращается к медиуму, и тот подтверждает: судьба девушки незавидна, ее преследует злой дух, остановить которого почти невозможно. Спиритические сеансы не приводят к нужному результату, а лишь подталкивают Кристин к страшному финалу.
Каков процент шарлатанов среди тех, кто называет себя экстрасенсами, целителями, медиумами, мы судить не возьмемся, но героиня фильма Родриго Кортеса «Красные огни» Маргарет Мэтисон считает, что настоящих посредников в общении между нашим и иными мирами просто не существует – все это обман, уловки и намеренное мошенничество. Вместе с помощником Томом профессор Мэтисон исследует деятельность парапсихологов, а затем прямо во время спиритических сеансов раскрывает подвох. Никому еще не удавалось убедить скептически настроенных физиков в том, что паранормальные силы существуют, и последней преградой на пути полного разоблачения стоит популярный экстрасенс Саймон Сильвер, путешествующий по миру с концертной программой. Что в его арсенале подлинное, а что всего лишь фокус?
Достаточно молодой, но весьма успешный режиссер Джеймс Ван когда-то начинал с трехкопеечной «Пилы: Игра на выживание», а сегодня уже ставит многомиллионный «Форсаж 7». Между этими событиями затесалось сразу несколько достаточно ярких картин, но мы сегодня хотели бы отметить дилогию «Астрал», первая часть которой вышла в прокат в 2011 году. Постигшее в ней семью Ламбертов нападение паранормальных сил закончилось тем, что один из трех детей впал в кому непонятного происхождения. Только с помощью спиритических сеансов, проводимых медиумом Элис, удается узнать, что душа мальчика заблудилась в астральных полях, и вывести его в наш мир может лишь отец. Блуждания душ продолжились и во второй главе, которая увидела свет в 2013-м. Через год авторы обещают отправиться в астрал в третий раз, но место Ламбертов займет другая семья, хотя помогать им также будет призвана уже знакомая зрителям Элис.
Фильмов о том, как спиритизм и общение с духами ученые и исследователи пытаются подтвердить (или опровергнуть) с приборами, пруд пруди. Нам из них наиболее симпатично «Явление» Тодда Линкольна, возможно, из-за участия в нем Эшли Грин. Как бы то ни было, картина начинается со сцены не самого обычного сеанса общения с духами, проводят его студенты, которые хотят доказать, что призраки – это всего ли сгустки энергии, порожденные нашим сознанием и желанием увидеть «привет» из потустороннего мира. Однако эксперимент выходит из-под контроля – в мир людей врывается могущественный демон, который буквально утаскивает в ад одну из студенток. Приоткрытые ворота в преисподнюю не так-то просто закрыть, и теперь призраки преследуют всех участников того давнего эксперимента. Преследуют и не собираются останавливаться.
Все эти истории про общение с духами страшно далеки от советского и российского кино, и все-таки есть в отечественном кинематографе режиссер, включивший в свой фильм эпизод с экстрасенсорными проявлениями. Михаил Сегал в одной из новелл своего киноальманаха «Рассказы» показал необычное паранормальное явление – медиума-библиотекаря. Да, Анна Петровна обладает сверхспособностями и вполне может помочь местным властям и полиции в поисках пропавшей без вести девочки-школьницы. Для этого ей нужно лишь собрать правильные книги в своем храме литературы и продекламировать стихи – духи, призраки, эфемерные сущности или кто там еще укажут ей верное направление поисков.
«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» – такими словами влюбленные оправдывают свое умопомрачение, происходящее в присутствии объектов своей страсти. Главный герой романтической комедии Вуди Аллена «Магия лунного света» приезжает на юг Франции по просьбе своего друга, чтобы разоблачить шарлатанку, обирающую местных богатеев на спиритических сеансах. Юная особа притворяется экстрасенсом, получающим информацию от духов и передающим ее страждущим вдовушкам. Иллюзионист Стэнли с энтузиазмом берется раскрыть зрителям фокусы мошенницы, но неожиданно сталкивается с удивительным – кажется, спиритуалистка Софи и вправду чувствует на иных уровнях и может прикоснуться к миру призраков. Это ли не магия лунного света?..