Самый кассовый прошлогодний фильм и продолжение одного из главных сёнэн-тайтлов современности. Увы, эта вечеринка только для своих.
Хайп-экспресс «Поезд «Бесконечный», стартовавший в прошлом году в Японии, на полном ходу обрушился на шатающийся от локдауна и ковидных запретов мировой бокс-офис. Несмотря на ограничения и сопутствующие им проблемы при просмотре в кинотеатрах, полнометражный «Истребитель демонов» сначала обновил рекорды в родном прокате, а затем взялся потрошить иностранные кассы и не останавливался, пока локомотивом не въехал в статус самого кассового фильма 2020 года.
О популярности тайтла впору слагать баллады, а вот причины для такого успеха скромно отсиживаются в тени и служат темами для умеренно жарких споров и хвостатых тредов. Аниме «Истребитель демонов» смастерили по одноименной манге, не претендующей на рекордоборчество, и именно оно склонило под свои знамена аудиторию, исчисляемую миллионами, попутно в разы повысив тиражи печатного прародителя.
В первую очередь стоит обмолвиться, что приобретение билета на «Бесконечный поезд» без предварительного марафона по поглощению первого сезона аниме – шаг опрометчивый. Наслаждаться визуальными красотами полнометражной ленты можно, и не зная, почему протагонист Танджиро таскает сестру в ящике за спиной, почему его друг Иноске наотрез отказывается прикрывать торс и что это за меланхоличный господин в открывающей сцене. Но следует подготовиться: в рейс не включен кондуктор, поясняющий детали и обстоятельства по ходу движения.
Аниме подхватывает повествование ровно в тот момент, когда оно прервалось в 26-м эпизоде сериала, и лихо несет его навстречу уже объявленному второму сезону. Подобная склейка арок полнометражными работами – привычная для японской анимации вещь, на Западе более известная благодаря фильмам из вселенной Marvel: обычно от зрителя не требуется понимание, куда и зачем он пришел.Как бы то ни было, четверка протагонистов (считая свернувшуюся в ящике у брата демонессу Незуко) садится на поезд, чтобы ассистировать Столпу Пламени Кёджуро Ренгоку в грядущей битве: в последнее время в этом самом экспрессе пропало 40 человек, и есть основания полагать, что за злодеяниями стоит один из демонов Двенадцати Лун.
Хронометраж у аниме под стать поезду и вплотную подходит к двухчасовой отметке. Это обстоятельство никак не сказывается на структуре фильма: «Бесконечный поезд» идеально подогнан под типичную серию ««Истребителя», разве что длиннее. Благодаря этому персонажи могут заниматься своими делами: Танджиро старается разузнать у Ренгоку-сана секреты танца огня, Зеницу пучит глаза и активно трясется при разговорах о неизбежном обнажении катаны, а Иноске пугает пассажиров и грозится на ходу вывалиться из поезда, чтобы посоревноваться с чудом инженерной мысли в скорости передвижения.
Но кое-какие коррективы хронометраж все же вносит. Привычные юмористические зарисовки вскоре уступают место масштабным внутренним монологам персонажей. Львиную долю на правах протагониста забирает себе Танджиро, но и демона Энму, словно отколовшегося от нагоя-кеи-группы (нагоя-кеи – музыкальный поджанр джей-рока, характеризующийся не столько музыкальными отличиями (хотя они есть), сколько внешним видом исполнителей; грубо говоря – более мрачная разновидность популярного вижуал-кея), не обделили, и через экран струятся не только его козни, но и все мысли и чувства. И если подробные комментарии воина с серьгами-ханафуда в какой-то момент утомляют, то альтернативное мировосприятие со стороны Энму добавляет столкновению очерченности: все-таки борьба людей и демонов не только/не столько видовая, сколько мировоззренческая.
Остальное наполнение также привычно для фанатов сериала: очень яркие и красивые бои, отвратительная трехмерная анимация и водопады слез в конце. Герои «Истребителя демонов» и в сериале не скрывали своих эмоций, но в полнометражной картине рыдают все, даже птицы. С самоотверженностью истинных буси, разумеется.
«Бесконечный поезд» более наглядно подчеркивает самые яркие грани местной вселенной и ее же недостатки. Она, в свою очередь, воплощает все лучшее, что было в сёнэне: душевные метания, ситуации-притчи и нескончаемый поток наставничества. Последнее внушается через отношения между персонажами, а для самых нерадивых припасены монологи о том, что делать в тяжелых ситуациях и как вообще вышагивать по дороге жизни. Все это завернуто в цветастую, запоминающуюся и, чего греха таить, привлекательную обертку, которую зачем-то портят регулярные трехмерные вставки: даже спустя 26 серий они выглядят инородно и смехотворно.
Полнометражка продолжает акцентировать небанальность зла (демоническая идеология в какой-то момент звучит почти убедительно) и сталкивать его с триумфом воли – главным оружием людей в войне против превосходящего по силе противника. Здесь же проявляется и другая черта «Истребителя…»: его концентрация исключительно на юношах. Аниме хватает силы воли воздерживаться от нарочитого фансервиса, однако женским персонажам уготована лишь обслуживающая либо функциональная роль. Незуко – единственная девушка, принимающая активное участие в событиях на поезде. Сначала она бездумно бродит по вагону, внешностью и поведением смахивая на котика (Танджиро даже гладит ее по голове характерными движениями), затем выполняет важную функцию – но не для себя, а чтобы дополнительно раскрыть протагониста и сдвинуть рельсы сюжета в нужную сторону. Наконец, она сражается в бою, но ее влияние на исход битвы минимально. Более того, по всем средневековым традициям Незуко, будучи девой, нуждается в том, чтобы ее спас храбрый (правда, только когда спит) воин Зеницу.
Во многих странах прокат «Истребителя демонов» начался только этой весной: фанаты получили возможность посмотреть на лихие каты истребителей демонов на большом экране, а неофиты – вскочить на подножку уходящего хайп-поезда. Однако, кажется, выбор уже давно сделан: вся планета шепчет имя нового сёнэн-идола, и зовут его Kimetsu no Yaiba.