На этой неделе в прокат выходит французский апокалиптический триллер «Дыши во мгле». Его постановщик Дэниэль Роби рассказал, что нам предстоит увидеть
На этой неделе в прокат выходит французский апокалиптический триллер «Дыши во мгле». Его постановщик Дэниэль Роби рассказал, что нам предстоит увидеть.
Как вы узнали об этом проекте?
Сценарий мне прислал продюсер Николя Дюваль. Мы с ним давно хотели работать вместе, и он решил, что этот проект стоит поручить мне. Сценарий мне понравился, и Николя познакомил меня с остальными продюсерами — Гийомом Колбоком и Гийомом Лебамом (он же сценарист). Мы встретились и обсудили, каким мы хотим видеть этот фильм. Видимо, им понравились мои идеи, потому что после той встречи меня утвердили на место режиссера.
Чем именно вас заинтересовал сценарий?
Я хотел снять фильм в этом жанре еще с выхода моей первой картины, хоррора «Белая кожа». Так что этот проект сразу меня заинтриговал. Кроме того, мне показалась очень оригинальной сама идея болезни дочери — ребенка, вынужденного жить в фильтрующей капсуле. У такой задумки огромный творческий потенциал. Да и сам сценарий показался мне необычным. Мне понравилось, что, читая его, я не узнал в нем фильм, который раньше уже смотрел. Именно это меня и зацепило.
Были ли в сценарии какие-либо аспекты, которые вы хотели бы изменить?
Мне хотелось в большей мере подчеркнуть разницу между двумя главными героями. Я хотел показать, что и Мэттью, и Анна — умные, заботливые люди. Они оба прекрасные родители. Просто у них разный взгляд на жизнь. Доверяющий интуиции оптимист и предпочитающая научный подход реалистка. Что касается самой структуры фильма, нарастающего саспенса — я ничего не менял. После того как я присоединился к проекту, мы в основном работали над персонажами: кто они, почему разошлись и как эта история вновь сведет их вместе.
Как вам удалось создать столь располагающих персонажей?
Мне кажется, это заслуга актеров! Ромен и Ольга — невероятно обаятельные люди! А когда речь идет о персонажах, которые готовы на все, лишь бы обеспечить комфортную жизнь больному ребенку, им невозможно не сопереживать. Мы невольно ставим себя на их место и прекрасно понимаем, что ими движет.
Можно ли назвать эту картину городским фильмом-катастрофой? Вы не пробовали играть с правилами жанра?
Я не думал о соблюдении правил того или иного жанра. Для меня самое главное всегда — понять, для чего герой живет, что чувствует, над чем размышляет, а потом донести это до зрителя. Именно от этого я отталкиваюсь, задавая общий тон фильма, работая над его атмосферой.
Антиутопический фильм-катастрофа – совершенно нетипичный жанр для французского кино. Тот факт, что вы канадец, как-то помог или упростил работу над фильмом?
Я не француз, и, возможно, именно из-за этого я даже не задумывался, какое место может занять этот фильм во французском кинематографе. Когда я снимал свою первую картину, мне говорили: «Квебекский кинематограф перенасыщен хоррором». Но лично меня этот аспект никогда не волновал. Для меня важнее просто снять интересное кино, увлечь и заинтересовать зрителя, создать нечто оригинальное.
Здание, в котором живут главные герои, становится для них одновременно убежищем и ловушкой. Какие визуальные приемы вы использовали, чтобы это подчеркнуть? Интерьерные сцены (квартиры, коридоры, лестницы) снимались в студии?
Прежде всего, я хотел, чтобы зритель увидел типичное парижское здание. Чтобы все парижане при просмотре фильма ощутили, что то же самое может произойти с ними, у них дома. Арно Рот, художник-постановщик, создал квартиры Анны, пенсионеров и господина Белкасема (соседа снизу) в студии, чтобы упростить работу с дымом. Лестницы мы использовали настоящие, а сцены с экстерьером снимались на улице с типичной парижской архитектурой. Здание, которое вы видите в фильме, на самом деле состоит из отдельных элементов, которые складываются в единую картину подобно мозаике.
Как вам удалось передать чувство клаустрофобии?
Честно говоря, мы не знали, как зритель будет себя чувствовать. Не могли точно предсказать, какое впечатление на него произведет весь этот дым. Мы лишь сделали все возможное, чтобы передать ощущение удушения. Мы много трудились над плотностью и цветом дыма, стремясь подчеркнуть токсичность мглы. Мы очень быстро выяснили, что белый, синий или желтый дым не оказывает на зрителя должного психологического эффекта.
Расскажите о выборе актеров. Чем именно вас привлекли Ромен Дюрис и Ольга Куриленко?
Снимать кино во Франции с Роменом в главной роли — мечта любого квебекского режиссера! Он неподражаем. Невероятно харизматичный актер. Мне не терпелось увидеть его в этой роли, гораздо более физически требовательной, чем его обычное амплуа. И в результате его талант к экшен-сценам сразил меня наповал. Он стал первым актером, которого мы утвердили на роль. Что касается Анны, когда я узнал, что Ольга знает французский, тут же решил, что она должна попробоваться на эту роль. Она очень фотогенична, настоящая «кинозвезда» в классическом смысле этого слова. Мне кажется, ей слишком редко достаются роли сильной женщины-лидера, и я решил, что это будет отличная возможность развить персонажа и показать его глубину. Ольга — великолепная актриса и настоящий мастер своего дела. Мне было очень приятно работать с ней.