Военный фильм с патриотическим названием, не внушающий никакого доверия
Внучек спрашивает:
— Дедушка, ты был в партизанах?
— Да, был.
— А тебе страшно было?
— Да, было.
— А что было самое страшное?
— Ну, это когда тебя немцы в плен берут и пытают, а если ты не скажешь, где партизаны, тебя убьют.
Внучек спрашивает:
— А ты в плену был?
— Был.
— А тебя пытали?
— Пытали.
— И что?
— Ну что, убили меня.
Год на год не приходится, и 9 мая не всегда выходит такое количество фильмов про войну, как в 2019-м. Иногда бывает один-два фильма, иногда целой очередью из опусов стреляют в ногу российского проката. Фильмов «под войну», стилизованных под военные, хотя имеющих лишь косвенное отношение к теме ВОВ, так много, что с 9 мая на 10 перенесли, например, фильм Лунгина «Братство», он как раз о войне, но о другой, в Афганистане. В День Победы выходят и классические шедевры о войне («Летят журавли» 9-10 мая), и новые весомые высказывания («Война Анны» с 9 по 12 мая). Один из фильмов о Второй мировой, но не драму, а чуть ли даже не комедию под названием «Спасибо деду за Победу», и вовсе выпускают с 1 мая, наперекор «Мстителям», мечтая охватить еще и семейную аудиторию.
В этом году есть очень конкретный тренд в том, как активно бюджетируемые Минкультом режиссеры решили переосмыслить образ советского солдата-освободителя, пол-Европы прошагавшего, пол-Земли; превратить его из застывшего над Вечным огнем в решительной позе неизвестного спасителя в человека. Через неделю выйдет картина «На Париж!», но там ветераны, только освободив Европу, решают поехать в Париж, чтобы зайти в бордель (об этой работе поговорим на следующей неделе). «Спасибо деду за Победу» так не жестит, но все же весьма неожиданно поступает с пожилым солдатом, рассказывающим о своих подвигах: фильм дает ему право на выдумку и преувеличение.
Вся суть фильма выражена в его первой сцене. Джигит (его играет сам постановщик Теймураз Тания, он актер, это его режиссерский дебют) вбегает по ступенькам мимо свастик и узнаваемых черных орлов в штаб нацистов. Вокруг круглого стола стоят гады, среди них — Гитлер, отвечающий джигиту по-русски: «Ну, я Гитлер», после чего джигит отрывает его почему-то длинные усы, как у персонажа «Деревни дураков», и под носом у Гитлера остается лишь его знаменитая щеточка.
Дальше к этой сцене, очень забавной, напоминающей обычно поносимый и порицаемый, но в узких кругах считающийся контркультурным и удачным фильм «Гитлер, капут!», пытаются добавить нормальный сюжет. Егор Бероев, с трудом и неохотно имитирующий кавказский акцент (в этом фильме подобных актеров-страдальцев немало), задолжал какому-то другу семьи сто тыщ долларов. Чтобы их достать, он берет сына и едет в Абхазию к деду (Адгур Малия), чтобы уговорить его продать фамильный лес (?).
Пока Бероев разбирается с кредиторами, а плохо играющий ребенок (извечная проблема российского кинематографа) осваивается с абхазскими, но столь же неловкими сверстниками, дед рассказывает одну изумительную историю за другой: как он играл с Гитлером в нарды и выиграл, как он его обманул и выкрал себе жену-партизанку из плена, как подарил ему в конце войны пистолет, чтобы он застрелился, как приличный человек.
Военная жуть в этом фильме с патриотическим названием, не внушающим никакого доверия, утоплена глубоко в мир подчеркнуто нереалистичной байки. «Спасибо деду за Победу» не лишен постмодернистского остроумия и этим напоминает совсем недавнюю картину «Папа, сдохни» (собственно, ее постановщик Кирилл Соколов работал у Тании режиссером монтажа). Согласитесь, начинание похвальное: пока реальность анекдотизируется, а юмор, напротив, подвергается цензуре и самоцензуре, чтобы никого ни в коем случае не оскорбить, стоит выстрелить таким фильмом, не преуменьшающим подвиги и победы дедов, а, наоборот, превращающим их в кинокомикс, куда более выразительный, чем очередное гипотетическое кино с насупленными актерами, стоящими у бутафорских пулеметов в ненастоящих окопах.
Пусть даже вся линия о сверхсильном и сверххитром джигите полностью позаимствована из бертоновской «Крупной рыбы», пусть это лишь анекдот про «Ну что, внучек, убили меня», повторенный раз пять с разной интонацией. К сожалению, навязчивая линия якобы для детей (хотя самим детям совершенно точно больше понравятся приключения бравого джигита) все продолжается и продолжается, все учит и учит доброму-вечному, стремясь к отчаянно невыразительной концовке, которая почему-то учит любви к семейному наследию предков. Но тренд этот, который «Спасибо деду за Победу» поневоле возглавит, удивляет: кажется, с годами все ближе сдвиг сознания, когда люди перестанут представлять себе в голове вместо реальных событий ВОВ псевдорелигиозные патетические сцены сокрушения бравыми красноармейцами обезличенной мрази, а начнут осмыслять историческое наследие, с которым нам, к сожалению или к счастью, еще жить века. И это вовсе не кощунственно, а совсем даже наоборот.
С 1 мая в кино.