Неудачная, но все же пленительная картина о том, как люлька не досталась вражьим ляхам.
Недавние бурсаки, братья Остап и Андрий, возвращаются из Киева в родную хату. В целях укрепления их казачьего духа и мужественности в целом отец, темпераментный полковник Тарас Бульба, везет хлопцев на Запорожскую Сечь. Далее следуют шекспировские страсти и смертоубийство.
Режиссер Владимир Бортко не утомим по части освоения русской литературной классики, в особенности той, что справедливо включена в школьную программу. Ни бремя ответственности перед памятью великих, ни даже присущая всякому советскому человеку генетическая память о сочинениях на тему «Тарас Бульба – народный герой» не способны остановить режиссера. Нет, тени забытых предков не являются ему по ночам, и по-прежнему тверда рука постановщика.
С «Тарасом Бульбой», правда, надо было что-то делать. По сегодняшним меркам повесть Николая Гоголя вызывающе неполиткорректна. Если ставить это так, как написано, даже прокатного удостоверения не получишь. Движущая сила сюжета, пылающее сердце повести – в сокрушительном казачьем патриотизме (основанном не столько на любви к своему, сколько на нелюбви к чужому). Но, вот беда, сопереживать героям, которые бьются в заварухе, возникшей из-за того, что ксендзы запрягают в таратайки православных христиан, – трудно. Тяжело помнить при этом о национальном самосознании, и даже личное обаяние полковника Бульбы в этих условиях меркнет.
Поэтому из сценария были аккуратно вымараны все антисемитские и вообще разжигающие рознь реплики, осталось только что-то вроде «О, Сечь!». Еврей Янкель в исполнении Сергея Мигицко стал сильно симпатичнее, чем в первоисточнике, а в качестве причины, по которой Бульбы отправляются воевать, вполне в голливудской традиции было введено (или вернее внесено) еще неостывшее тело старушки-матери.
Проблема в том, что, выпотрошив повесть, как чучелко, ничего взамен Бортко не предложил. У фильма, в отличие от книги, вообще нет начинки – ни плохой, ни хорошей. Есть зато отличный Ступка, костюмы красивые, спорно смонтированные батальные сцены и эпический композитор Корнелюк. Но главное, безусловно, – это появление Михаила Боярского без шляпы, что автоматически делает все претензии к фильму безосновательными.