"Убить Билла" -- "четвертый фильм Квентина Тарантино", как он гордо пишет в титрах. Надежда мирового кино и эксцентричный гуру синефилов очнулся от шестилетней комы и под восторженные кличи фанов разродился ничем не замутненной пустотой. "Убить Билла" -- читается как девиз, программа жизни. Посмотрев "1-й том" фильма, мы убедимся, что так и есть...
"Убить Билла" как слоган ничем не лучше развешенного по Москве плакатика "Быть живым прикольно": антиподы по смыслу, оба рождены агрессивной безмозглостью.
Этот квест едва тянул на полтора часа, но за шесть лет молчания автор поиздержался, ему хотелось подзаработать. Он оставил в монтаже все, что должно было лететь в корзину, и, хотя фильм часто практически останавливается, растянул его до трех с лишним часов. А потом поделил на два "тома", причем второй выйдет в феврале, дав первому собрать весь возможный урожай.
"1-й том" поделен на главы. В каждой по убийству, одиночному или коллективному. Все убийства чрезмерны, как в "квесте", убитые исторгают фонтаны крови, как бутылки – шампанское. Тарантино не скрывает, что он так развлекается и приглашает развлечься зрителей. Многие покупаются, весело смеются над эффектно срубленным скальпом и аплодируют, когда заполненные черными япошками пространства кипят и пузырятся газированной кровью.
Одна из участниц фильма обещала: "Картина получилась такой жестокой, что зрители или уйдут с середины, или их стошнит прямо в кресле". Артистка сильно преувеличила: фильм не страшный, как не бывает страшным квест, а если и тошнотворный, то потому что скучный. Он подавляет количеством, притупляет чувства и быстро приучает зал не бояться ни мегалитров крови, ни сотен отрубленных конечностей. Он рассчитан на выплеск подросткового адреналина, который для Тарантино такой же необходимый физиологический процесс, как мочеиспускание. Нас развлекают юмором типа "Buck-Fuck". Попыткой изнасиловать коматозную, в ответ на что она зубами вырвет у насильника язык. Творчески импотентным эпигонством, неуклюжим передиранием японских образцов, включая двадцатилетней давности ремикс русского "Полета шмеля" в саундтреке. Заимствованной у Джармуша энергетикой, причем так, будто дитя перерисовало Рембрандта, – по клеточкам, не врубаясь в смысл.
В "Криминальном чтиве" он поразил мир тем, что полностью оторвал физическое действие от мыслительных процессов. Принцип "сила есть – ума не надо" перенес и на сам процесс кинопроизводства. Шагнул как бы в новое пространство, необычайно комфортное для тех, кому любая мысль кажется обременительной. Поэтому половина премьерного зала в Канне 1994 года пришла в восторг, другая кричала: "Американское дерьмо!". С кинематографом Тарантино мы вернулись в эпоху, когда человечество обитало в пещере и еще не знало человеческих законов. Оно умело только трахать и кромсать друг друга. Эта новая пещера имеет цифровые технологии, но Шекспир, гуманизм, философия, оберегающие человечество заповеди, и сама потребность думать – все это уже и не планируется. Поэтому Тарантино новатор: он продвигает в кино стопроцентно безмозглый продукт. Он – робот, копирующий образцы на том цифровом, совершенном, но безжизненном уровне, на каком компьютер обыгрывает Каспарова. А теперь своими лентами он клонирует миллионы себе подобных.
Значит, безмозглость – и есть тот идеал, к которому, возвращаясь в растительное состояние, инстинктивно стремится человечество?