Захватывающий, но одноразовый малобюджетный фантастический триллер, который стоит смотреть, лишь если вы не знаете его сюжет
Трое студентов-технарей из бостонского MIT – Ник (Брентон Туэйтс), Хейли (Оливия Кук) и Джона (Бо Кнапп) – едут на машине в Калифорнию, куда Хейли перевелась для завершения учебы. По дороге они получают ехидные сообщения от хакера, который ранее взломал компьютерную сеть MIT и их личные серверы. В конце концов терпению ребят приходит конец, и они отслеживают IP-адрес хакера и находят его дом в глубинке штата Невада. Но вместо взломщика троица нарывается на нечто непонятное и необъяснимое… Когда Ник приходит в себя, он просыпается на подземной научной базе, где его исследуют ученые под началом доктора Деймона (Лоуренс Фишберн). Хотя медик отказывается отвечать на большинство вопросов парня, он все же сообщает ему, что Ник и его друзья вступили в контакт с «инопланетной биологической субстанцией».
Бывший оператор, а ныне режиссер Уильям Юбэнк открыто признает, что его второй полнометражный фильм вдохновлен классической фантастической телеантологией «Сумеречная зона», серии которой славились неожиданными финалами. И действительно, «Сигнал» выстроен точно так же, как некоторые знаменитые эпизоды «Зоны»: интригующая завязка, напряженная середина, умеренно-боевиковая кульминация (на грандиозную баталию бюджета в 2 миллиона долларов Юбэнку бы не хватило) и неожиданный финал, который переворачивает все, что случилось ранее, с ног на голову и ставит больше вопросов, чем дает ответов.
Все это, конечно, здорово, но чего достаточно для эпизода телешоу, того мало для полноценного кинофильма. «Сигнал» удерживает зрительское внимание, подбрасывая в действие то одно, то другое странное событие и обещая, что рано или поздно объяснит, что творится со студентами и чего хочет от них Деймон. Но когда занавес поднимается, публика осознает, что ее водили за нос, потому что долгожданная «морковка» оказывается довольно банальной, а ответы на самые интересные сюжетные вопросы режиссер предлагает додумать самим. Ничего другого же в фильме, в сущности, нет, поскольку похождения Ника и Ко сами по себе менее захватывающи, чем, например, обычные для слэшеров попытки молодых людей сбежать от маньяка с мачете, а экшен в фильме не из тех, что оправдывают цену билета в кино. Поэтому в тот момент, когда картина раскрывает свои сюжетные тайны, она сдувается как проколотый шарик, и по второму разу ее смотреть уже неинтересно.
Сам режиссер, понятно, это отрицает. Рассказывая о фильме в интервью, Юбэнкс утверждает, что это не только головоломка, но и история духовной эволюции Ника, проходящего путь от рационального программиста до героя, которым движут эмоции, и черпающего силу не в научных выкладках, а в сильных переживаниях. Действительно, если бы «Сигнал» был историей о душевном перерождении, его бы, возможно, было интересно смотреть по второму и третьему разу – подобно тому, как «Звездные войны» отлично смотрятся после того, как зрители узнают, кто отец Люка. Но в фильме Ник, как елочка, все полтора часа одним цветом. Он начинает картину как гордый, решительный, волевой, искреннее влюбленный в Хейли «альфа-самец», и он заканчивает картину точно таким же, разве что еще более волевым, решительным и влюбленным. Да, он достаточно расчетлив, чтобы, например, тщательно спланировать побег из лаборатории. Но перепутать его с персонажами, которые сторонятся чувств и мыслят сугубо рационально, как компьютеры, совершенно невозможно. Тем более что играет Ника австралийский красавчик Туэйтс из «Посвященного» и «Малефисенты», рожденный для ролей героев-любовников, а не героев-мозгляков.
Впрочем, одну причину для пересмотра «Сигнала» мы все же можем придумать. Эта причина – спецэффекты. Да, они, конечно, не грандиозны и не головокружительны, как в мегаблокбастерах. Но для голливудского фильма, снятого за два миллиона долларов, они удивительно удачны и правдоподобны. И, пожалуй, правы те американские критики, которые заподозрили в «Сигнале» деморолик, рассчитанный на продюсеров большого кино. Смотрите, мол, господа, какую впечатляющую картинку я, Юбэнк, могу выстроить, если дать мне пять копеек. А что будет, если выписать мне сто миллионов?! Так что доставайте контракты и давайте их обсуждать!
Мы бы, правда, не спешили доверить Юбэнку эпический проект. Эффекты эффектами, но режиссер хорошего кино должен в первую очередь работать с актерами и персонажами. А если Юбэнк не чувствует, что его главный герой по ходу действия не развивается, хотя это предписано замыслом фильма, то большое кино ему снимать рано. Пусть пока на малобюджетках тренируется.