Обзор иностранной прессы по фильмам «Несломленный» и «Американский снайпер»
Люди войны из другого теста. Человек, видевший гибель людей, сам приносивший смерть и поневоле игравший своей жизнью, никогда не будет тем, кем он был до войны. Не важно, где ты работал, как отдыхал, какими вещами интересовался, побывав в пекле, ты становишься абсолютно другим. Причем не важно, насколько успешна твоя военная карьера, отпечаток на жизни она все равно оставляет.
Луи Замперини – американец с итальянскими корнями, который за свою жизнь чуть не загремел за решетку, стал олимпийским чемпионом и прошел войну. Еще этот человек дважды умирал – в 1943 году и 70 лет спустя – в 2014-м.
История Замперини поразительна, такое, как говорят, бывает только в кинофильмах, причем голливудских, где старание и труд, а еще сила воли и вера в себя доведут дело до хеппи-энда. Он сразу окунулся в тяжелые времена с головой. Луи рос как раз в тот период, когда Америка переживала Великую депрессию. При этом он и его родители плохо говорили по-английски, а сверстники частенько дразнили мальчика и порой поколачивали. Вдобавок Луи подворовывал и дрался за деньги, будучи подростком. Его на этом поймала полиция. Благо, шериф попался человечный и сдал паренька родителям, сказав, что лучше бы мальчонка свою энергию направлял в нужное русло, например, в спорт. Так Луи и сделал… Энергии хватило на потрясающую спортивную карьеру, вершиной которой стала Олимпиада 1936 года в Германии и звание самого молодого американца в одной из легкоатлетических дисциплин. В 1936-м Замперини познакомился с Гитлером, а через 5 лет отправился воевать против его армии.
Замперини служил в ВВС и бороздил небесные просторы вначале на «Супермене», а затем на «Зеленом шершне». Так Луи и его команда называли свои бомбардировщики, парившие над Тихим океаном. Первый служил верой и правдой до 1943 года, Луи и сослуживцы его любили, называли сынком и чуть ли не полировали каждую деталь. Увы, после одного из боев «сынок» так и не вышел на взлетную полосу. Тогда бывшему олимпийцу дали новый бомбардировщик B-24, его прозвали «Зеленым шершнем», правда, среди летчиков этот самолет чаще обзывали «летающим кирпичом». В одном из боев он как раз подобно кирпичу спикировал вниз, и вся команда оказалась в воде.
В 1943 году семья Замперини получила похоронку и ноту соболезнования лично от Франклина Рузвельта. Президент и командование были уверены – Луи Замперини нет среди живых. На место авиакатастрофы посылали поисковый отряд, но никого обнаружить не удалось, лишь обломки самолета. Никто и не догадался, что всех выживших подобрали японцы.
Так Замперини попал в плен, где на нем ставили медицинские эксперименты, использовали как раба, жестоко избивали, а один из охранников сделал его постоянным объектом своих садистских забав. Спортсмен вытерпел до конца войны…
И лишь в сентябре 1945-го выяснилось, что Луи жив. Для родных, близких, да вообще для всех Луи вернулся из мертвых. Экс-олимпиец был в Йокогаме, изнывал от жары в длиннющей очереди к стойке Красного креста, где раздавали кофе, пончики и кока-колу. В этот момент к нему подбежал репортер New York Times, искавший материал для статьи. Ничего не подозревая, он задал Луи вопрос.
– Как тебя зовут, солдат?
– Луис Замперини.
– Не может быть, Замперини умер.
Тогда Замперини протянул ему свой студенческий ID, единственный документ, оставшийся у него после плена. Репортер начал удивленно хлопать глазами и заваливать Луи вопросами, а герой войны только и думал, как он будет уминать с голодухи пончик.
Согласитесь, этой истории было предначертано попасть на большой экран. О Замперини написано несколько книг, включая его собственные мемуары. Самая успешная из них – биография Лоры Хилленбранд «Несломленный Второй мировой: История выживания, стойкости и спасения», долгое время возглавлявшая различные рейтинги бестселлеров. Ее-то в 2011 году и приобрела студия Universal. Изначально предполагалось, что биографией займутся сценаристы Уильям Николсон, Скотт Купер и Ричард ЛаГравенес, а режиссуру поручат Фрэнсису Лоуренсу. Однако время распорядилось иначе: «Несломленный» отправился на полку, а Лоуренс всерьез и надолго подписался на «Голодные игры». В итоге за биографию в 2012 году взялась Анджелина Джоли, сценарий для нее переписывали Джоэл и Итан Коэны. На главную роль после неудачных попыток подписать сложившуюся звезду взяли восходящего на голливудский олимп Джека О’Коннелла.
Что из этого получилось? Весьма противоречивая работа, пропитанная чувствами патриотизма и героизма, которую можно считать шагом вверх по карьерной лестницы для режиссера Джоли, но пока нельзя назвать лентой, претендующей на звание культовой.
«В конце концов, сильные стороны “Несломленного” перевешивают слабые; особенно с учетом того, что мы знаем судьбу главного героя. Джоли поддерживает заинтересованность, пока герой страдает, чего не удается той же “Розовой воде”, размышляющей на схожую тему. Это приятная глазу работа с хорошим актерским составом, который достойно выглядит даже в тяжелых для съемок условиях. В то же время “Несломленный” – это мощное напоминание, что Вторая мировая война, при всех приукрашиваниях последних лет, остается ужасной и опустошающей, как и любой другой вооруженный конфликт», – обстоятельно пишет Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).
«Джоли держит на плаву линию повествования за счет первоклассной режиссуры, нескольких доведенных до совершенства моментов особой напряженности и великолепной игры Джека О’Коннелла. Пусть фильм лишь заявляет претензию на полномасштабный эпик, но не выполняет ее, “Несломленный” подтверждает, что режиссерский навык Джоли не уступает другим ее талантам», – хвалит картину Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).
«Отличная правдивая история выливается в обычный неплохой фильм. После взрывного первого получаса вторая режиссерская работа Анджелины Джоли медленно теряет запал, рассказывая хронику нечеловеческих страданий, которые пришлись на долю Луи Замперини в японских лагерях. Отличная актерская игра Джека О’Коннелла, которую в нужное русло направляла твердая рука Джоли», – резюмировал Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
Изначально фильм позиционировался как инди, не претендующий на огромную кассу в рождественский сезон. В лучшем случае Джоли и продюсеры рассчитывали зацепить фестивали, но затем аппетиты выросли, и вот «Несломленному» прогнозируют неплохие сборы и даже награды, тем более что фильм вышел в нужный для призов сезон. Некоторые даже причисляли вторую постановочную работу Джоли к фильмам года, но они явно горячились, выписывая столь великодушные авансы.
«Несмотря на высоконравственность ленты и ее правильный посыл – не забудем и про грандиозные масштабы, – есть что-то тяжеловесное и избитое в манере съемки», – поделился своим неоднозначным впечатлением Эндрю Палвер (Andrew Pulver/The Guardian).
«Фильм встает на путь Форреста Гампа, но это не превозносит человеческий дух, а скорее истощает его», – считает Тим Роуби (Tim Robey/The Telegraph).
Посмотреть, насколько далеко вперед шагнула Джоли своим вторым фильмом в качестве режиссера, можно будет в России с 15 января. К слову, Луи Замперини не дожил до премьеры фильма совсем чуть-чуть, вторая смерть настигла его в возрасте 97 лет 2 июля 2014 года, он скончался от пневмонии.
Крис Кайл – совсем другой герой американской армии, нисколько не похожий на Луи Замперини. Он не проходил путь из грязи в князи, не выигрывал олимпийских наград, не являл собой пример сверхчеловеческой воли, просидев полвойны в плену. Кайл просто убил 160 человек (по неофициальным данным – 255).
Бывший морской котик был снайпером, он прослыл самым смертоносным стрелком в американской военной истории. Все свои зарубки на винтовке он сделал во время иракской кампании.
«Стрельба по врагам была моей обязанностью, и я не жалею об этом, – рассказал Кайл в интервью Texas Monthly. – Мои сожаления касаются только людей, которых я не мог спасти, – морских пехотинцев, солдат, приятелей. Я не настолько наивен, чтобы романтизировать войну, ведь худшие моменты в моей жизни связаны как раз с ней. Но перед Богом я предстану с чистой совестью: такова уж была моя работа».
Кайл не жалел, но все же с горечью признавался, что на войне приходилось убивать и женщин, и детей. Об этом он рассказал в мемуарах, ставших бестселлером. Книгой и персоной Кайла заинтересовались киношники и Брэдли Купер в частности. Он заделался продюсером байопика и хотел отдать главную роль Крису Прэтту, но вовремя одумался и сам взялся за работу. Режиссера выбирали долго – несколько лет – и в конечном счете остановились на Клинте Иствуде, перебрав кандидатуры Стивена Спилберга и Дэвида О. Расселла.
Для роли Брэдли набрал почти 20 килограммов, питаясь по специальной диете и регулярно посещая спортзал. Наняв специального тренера, актер работал по четыре часа в день на протяжении нескольких месяцев. Помимо этого, Купер занимался спецподготовкой, чтобы максимально близко показать, как ведет себя на позиции снайпер, как держать винтовку, правильно говорить по рации и координировать свои действия с другими вояками. К слову, в фильме впоследствии снялись реальные «морские котики», поэтому дедушка Иствуд и Брэдли Купер, задающий себе новую планку серьезности ролей, добились максимально реализма.
Зритель это оценил, проведя параллель с «Повелителем бури», отдав должное режиссуре и зачислив Брэдли Купера в одного из претендентов на «Оскар». Между прочим, ленту специально выпускают в два захода – в конце декабря, дабы успеть попасть на «Оскар»-2015, и в январе, когда «Снайперу» предстоит уже широкий прокат.
«Тяжелый, яркий и одновременно печальный отрезок жизни самого эффективного снайпера в истории американской армии очень похож по качеству и тематике на другую военную картину, “Повелитель бури”», – пишет Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
«Как “Повелитель бури” неожиданно открыл глубину в актерском таланте Джереми Реннера, так и “Американский снайпер” вытягивает из Купера сдержанный в определенных рамках, но крайне эмоциональный образ, без слов демонстрирующий всю боль на измученном войной лице актера», – излагает свое мнение Джастин Чанг (Justin Chang/Variety).
Аналогии с «Повелителем бури» понравились не всем, не каждый посчитал это за плюс. Обычно впечатлительный Дрю МакУини (Drew McWeeney/HitFix) в этот раз сказал, что где-то мы это все уже видели: «В общем, “Американский снайпер” – это солидная постановка, но ничем не примечательная картина, наполненная знакомыми драматическими ситуациями и неожиданно блеклым миром, который окружает центрального персонажа. Брэдли Купер выдает сильную работу, но сценарист Джейсон Холл так и не смог донести до зрителя, почему нам вообще нужно знать эту историю».
Так или иначе, «Американский снайпер» оставляет после себя след, об этом пишет Крис Нэшэтэуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly): «”Американский снайпер” – это фильм, пробуждающий сложные эмоции. Пройдет месяц после просмотра, а вы, возможно, все еще будете бороться внутри себя и думать, пропаганда ли это или мощная, глубокая картина. Быть может, это не должно вас удивлять. В конце концов, Иствуд – это человек, построивший свою карьеру на парадоксе насилия».
До России парадоксы насилия будут добираться долго, мы увидим картину только 19 марта 2015 года. С сожалением отметим, что Крис Кайл, как и Замперини, тоже не дожил до премьеры собственного байопика. Уроженец Одессы погиб в 2013 году, его застрелил на мирной территории солдат с посттравматическим стрессом, пришедший поупражняться на стрельбище, где Кайл был инструктором.