Параноидальный триллер о том, что Россия – страна православных террористов и идиотов-финансистов.
После теракта 11 сентября 2001 года американский аспирант Джек Райан (Крис Пайн) бросает учебу в Лондонской школе экономики и записывается в морскую пехоту. Когда он попадает в Афганистан, его вертолет сбивает ракета, и чудом оставшийся в живых Райан оказывается в госпитале, где знакомится с врачом-стажером Кэти Мюллер (Кира Найтли). Военная карьера парня на этом завершается, однако Джека вербует агент ЦРУ Уильям Харпер (Кевин Костнер), который просит Райана окончить учебу, устроиться на Уолл-стрит и отслеживать сомнительные финансовые потоки. Десять лет спустя Джек обнаруживает в денежных траншах российского олигарха Виктора Черевина (Кеннет Брана) признаки подготовки к масштабной финансово-террористической операции против США. Так как в Нью-Йорке разобраться в происходящем Райан не может, Харпер отправляет его в Москву, хотя у Джека нет никакого оперативного опыта.
Режиссер «Джека Райана», его сценаристы, продюсеры, ведущие актеры – всех их нужно включить в «список Гуантанамо» и навсегда запретить им въезд в Россию. По крайней мере до тех пор, пока они публично не извинятся за «Теорию хаоса». Мы понимаем, что в мире осталось очень мало стран, способных бросить Америке вызов, и мы осознаем, что у голливудских сценаристов почти нет выбора при сочинении картин о шпионаже и международных интригах. Но создатели «Райана» перегнули палку. В их фильме грандиозный взрыв в центре Нью-Йорка и последующую атаку на американскую финансовую систему готовят не террористы, не отщепенцы и не политики-экстремисты из вымышленного будущего или прошлого, а нынешние российские власти. МИД, Минфин, спецслужбы… В сущности, вся «вертикаль». Можно ли придумать большее оскорбление нашей страны?
Проблема тут, заметьте, не только в том, что Россия, немало сделавшая для Америки после 11 сентября и честно пытавшаяся предотвратить недавний теракт в Бостоне, предстает в фильме страной антиамериканских реваншистов и террористов без единого положительного персонажа, хотя бы второстепенного. Главное оскорбление в том, что ребенку ясно, что Россия, зависящая от экспорта, нуждается в богатых клиентах с процветающей экономикой, которые потребляют мегатонны нефти и газа. Западная «вторая Великая депрессия», как выражаются в фильме, накроет наш бюджет медным тазом. Но злодеи картины этого не осознают. То есть они глупее маленьких детей. Не люди, а унтерменши какие-то…
Впрочем, не «какие-то», а вполне определенные – православные. Это в фильме подчеркивается особо. Главный злодей перед операцией заходит в храм помолиться, его подчиненные в США встречаются в церкви, чтобы сказать друг другу: «Поехали!»… И перед зрителями предстают не просто русские террористы, а русские православные террористы. Которые при этом еще и идиоты. И алкоголики (злодей умирает от цирроза печени). И писать по-русски они не умеют, потому что две трети русских надписей в фильме состоят из невнятной смеси букв и слов. Куда ни посмотри – всюду оскорбление России, всюду неуважение к нам и непонимание даже таких очевидных вещей, что в кабинете олигарха-патриота не может висеть картина, посвященная Ватерлоо. Какое нам дело до Ватерлоо, если в истории Наполеона есть Березина?
Впрочем, кретины в картине носят не только русские фамилии. Райан, например, утверждает, что взрывом машины взрывчатки можно «упокоить» сотни тысяч ньюйоркцев. Бомба при этом отнюдь не атомная. Сразу видно повелителя цифр… А его «озарения», вроде как демонстрирующие его могучий интеллект, подчас абсолютно произвольны. Эдакий научный тык на службе родины. А как вам начальник парня, который посылает необстрелянного аналитика на оперативное задание, от которого зависит судьба США? Типа, нет в ЦРУ опытных агентов-«головастиков»? Так гнать надо такого шефа, который за все годы работы в управлении не запасся надежными кадрами.
Есть ли у «Теории хаоса» достоинства? Да, есть. Во второй половине фильм набирает внушительные обороты (но не настолько внушительные, чтобы ляпы не бросались в глаза), а Крис Пайн и Кира Найтли отлично смотрятся вместе и раздельно. Однако лучше бы инвесторы вложились в ромком или мелодраму с этими звездами, а не мучили нас лентой, которая два часа «наезжает» на Россию и не может похвастаться при этом эффектными трюками и драками, а также хотя бы умеренно вменяемым сюжетом.
Смотрите в кино с 16 января.