Благодаря своей яркой идее, качественному визуальному воплощению и динамике картина достойна внимания зрителей, а общее положительное впечатление не портит даже скомканный финал
Москва 2072 года. Самой рейтинговой программой телевидения будущего является шоу, основанное на игре «Мафия»: несколько участников разыгрывают крупную сумму денег, по замысловатым правилам выбирая голосованием, кому следует покинуть проект. У каждого претендента на победу есть свой резон побороться за приз, каждый мнит себя тонким стратегом и искусным тактиком. К радости зрителей, выход из проекта означает гибель участника, причем весьма красочную – несчастный помещается в виртуальную реальность своих самых худших страхов, что транслируется на весь мир. Чем меньше остается участников, тем сильнее напряжение. В то же время чем ближе финал, тем очевиднее, что очередной раунд «Мафии» пошел по незапланированному сценарию…
Словосочетание «российская фантастика» в голове любого нашего соотечественника в первую очередь порождает ассоциации с литературой, но никак не с кинематографом. Простой вопрос «Какие отечественные фантастические фильмы последних 10 лет вы можете вспомнить?» способен поставить в тупик даже завзятого киномана. Кто-то вспомнит провального «Вычислителя», кто-то поднимет в памяти «Параграф 78», наверняка найдутся особенно дотошные зрители, припомнившие «Обитаемый остров» или «Запрещенную реальность». Однако все это скорее позорные страницы нашей киноистории, нежели предмет для гордости – а ведь так хочется видеть на экранах собственные «Звездные войны», «Интерстеллар» и «Марсианина». Сарика Андреасяна можно винить в чем угодно, но вряд ли ему в упрек можно поставить желание пробовать новое. Вместе со своей командой Андреасян попробовал себя в новогодних комедиях, семейных альманаха, голливудском боевике, а теперь вот в фантастике. И результат нового начинания как минимум не разочаровывает.
Прежде всего, нужно отметить свежесть идеи фильма. Конечно, идея «Игры на выживание» не нова: от «Бегущего человека» до «Голодных игр» – все эти турниры, цена проигрыша в которых – смерть, уже были показаны. Однако «Мафия», во-первых, за основу берет оригинальную игровую концепцию, а во-вторых, прикладывает к самой игре дополнительный бонус – колоритную и изобретательную гибель неудачника. Что касается первого, то Андреасяну с легкостью удается заинтересовать зрителя игрой, во время просмотра не оставляет мысль, что нужно срочно собрать «мафиозную» компанию, благо длинные праздники позволяют. Второй же компонент позволяет разлиться фантазии – действие выходит за пределы игрового зала и забрасывает героев в самые необычные локации, что существенно ободряет визуал.
Визуал – вообще сильнейшая часть картины. Давнее знакомство Сарика Андреасяна с Никитой Аргуновым, одним из лучших специалистов по спецэффектам в стране, наконец трансформировалось в полноценное яркое сотрудничество. Аргунов не просто выдал шикарные виды футуристической Москвы, но и «нарисовал» три самые яркие сцены фильма – акул, самолет и монстра. Со всей серьезностью, эпизоды действительно впечатляющие, придираться к деталям которых можно только через силу.
Не станем, впрочем, своими словами пересказывать то, что нужно видеть, а поговорим о том, что не получилось. Увы, слабейшим звеном в команде Сарика оказался сценарист Андрей Гаврилов. При весьма «вкусных» идее и общем стержне, детализация и стыки важных деталей сюжета страдают – диалоги порой заставляют скрежетать зубами, а провальный третий акт портит картину. Нам не хотелось бы портить вам впечатление спойлерами, поэтому обтекаемо выскажем свое неудовольствие сомнительно мягким финалом, в котором выжило слишком много людей для грандиозной битвы на выживание. И вина в этой финишной вакханалии лежит полностью на сценаристе, не нашедшем выхода из собственного изящного лабиринта.
Можно предъявить претензии и к актерской игре, причем мэтры порой выглядят менее убедительными, чем молодая поросль, а желание ярче продемонстрировать типажи превращает героев в карикатуры, но таковы условия и законы жанра – зрителям некогда вникать в тонкости характеров, все должны проявить себя на игровом поле, но одинаково ровно сделать это не всегда получается. Интересно играет Чурсин, на удивление хорош Чадов, а вот Разбегаеву, Вержбицкому и Тумайкиной не стоит так перетягивать на себя одеяло, получается несколько комично.
Однозначный вывод из этого весьма амбициозного и дорогостоящего эксперимента Сарика Андреасяна можно сделать, не дожидаясь результатов проката, – в фантастике зритель заинтересован, умельцы «сделать красиво» имеются, не исчерпаны и идеи. Все упирается лишь в нерешительность продюсеров, игнорирование ими сценариев потенциальных «Звездных путей» и «Мстителей». Зритель с удовольствием идет смотреть на разрушительную силу страхов и фобий, со всей отдачей погружается в игру, сопереживает симпатичным героям – это ли не повод заняться жанром всерьез? А Андреасянам можно только поаплодировать, братья снова взяли на себя смелость и с легкостью справились с жанровым вакуумом. Через год ждем «Защитников» – в этом направлении у нас тоже нехоженая целина.
С 31 декабря в кино.