Первые две части "Гарри Поттера" снимал Крис Коламбус, в фильмографии которого "Один дома" и "Гремлины" -- детские картины. На третью часть -- "Гарри Поттер и узник Азкабана" -- приглашен мексиканец Альфонсо Куарон, ставший знаменитым после раскованного фильма "И твою маму тоже". Никто не понимал, чего ждать от столь крутого разворота. Но Куарон и впрямь внес в уже укатанную колею привкус новой авантюры...
Третью часть фильма понесло в другую сторону.
Первые две части "Гарри Поттера" снимал Крис Коламбус, в фильмографии которого "Один дома" и "Гремлины" – детские картины. На третью часть – "Гарри Поттер и узник Азкабана" – приглашен мексиканец Альфонсо Куарон, ставший знаменитым после раскованного фильма "И твою маму тоже". Никто не понимал, чего ждать от столь крутого разворота. Но Куарон и впрямь внес в уже укатанную колею привкус новой авантюры.
Фильм стал менее пестр. В нем возник некий мрачный стиль – приглушенней цвета, менее эксцентричны актеры, фантастический мир кажется странно реальным. Впрочем, последнее я готов отнести и на счет того варианта картины, который мне удалось посмотреть, – в формате для кинотеатров системы "IMAX", где экран занимает все поле зрения, а четкость изображения и реалистичность звука на порядок выше, чем в обычном кино. Я даже думаю, что видевшие стандартную копию фильма сильно потеряли в яркости впечатлений. Потому что здесь вы в центре событий и, чтобы уследить за происходящим, надо активно вертеть головой, проваливаться вместе с героями в пропасти и вздрагивать, когда над головой со свистом проносятся дементоры, похожие на лохматые привидения.
Главные перемены – в облике Хогвартса. Школа магов и волшебников уже не выглядит веселым университетом молодых гениев. Она сама таит угрозу: зловеще раскачивается "маятник судьбы", движутся шестеренки времени, ночные коридоры полны призраков. Исчезла школьная униформа, которой гордились Гарри с друзьями, и они здесь теперь выглядят чужаками. Их враги размыты – могут обернуться друзьями, а друг может оказаться волком в овечьей шкуре. В роли Дамблдора Майкл Гэмбон заменил умершего Ричарда Харриса так виртуозно, что не сразу заметишь подмену. Зато появился принципиально иной тип – профессор Люпин, и для него понадобился принципиально иной типаж – актер Дэвид Тьюлис, которого мы запомнили по роли Поля Верлена в "Полном затмении". То есть идеальный актер на роли темных меланхоликов, грустных, будничных и подчеркнуто внесказочных.
Хогвартс теперь более обжит и будничен. Куарон каждому предмету в кадре поручил свою роль – все работает, все в движении, все имеет свой характер и чревато своими каверзами. Он извлекает массу юмора из живой картинной галереи в холле замка. Вслед за автором книги и сообразно собственным пристрастием азартно играет со временем, углубляется в паутину его "колец" в поисках возможных вариантов: герои могут поправить свои ошибки, пустив события в другом направлении. Умело закладывает в нас смутное, до поры необъяснимое ощущение этих ошибок, и мы тоже не успокоимся, пока они не будут исправлены. Так случилось в эпизоде казни гиппогрифа Клювокрыла – симпатичного гибрида коня с ястребом, который опасен, но любит ласку и закуску. Там уже было ясно, что не поттерово это дело – безучастно наблюдать, как гибнет друг зверь. Так и случилось: покрутили магическое колечко, время пошло вспять, все оказалось поправимо.
В этой типичной для компьютерного сознания иллюзии, однако, и слабина картины. Натерпелись страхов с леденящими дементорами и огнеглазыми оборотнями – но вспомнишь пережитое, и окажется, что все напасти легко отражались магией: помашет Гарри палочкой, прокричит заклинание – и все дела. По большому счету, особенно волноваться и не надо – здесь иные эмоции: детский восторг перед фантазией авторов, всемогущим бюджетом и техническим чудом, какое являет собой семиэтажный экран "IMAX". Зал забит детворой, из зала кричат экрану: "Гарри, спасайся!" – ТЮЗ да и только. И это было бы замечательно…
Но "Гарри Поттер" вкупе с "Властелином Колец" – любимые интеллектуальные игры времени. Для нас здесь и философия, и этика, и эстетика. Весь ХХ век такое кино, как "Гарри Поттер", считалось сугубо детским. XXI век, похоже, считает его мейнстримом не только репертуара, но и духовного багажа. Не знать "Поттера", не поклоняться Толкиену, не восхищаться "Килл-Биллом" так же стыдно, как когда-то не читать Толстого. Весь ХХ век взрослый люд, отправив ребенка на "Кощея Бессмертного", шел смотреть Симонова в "Живом трупе" или Смоктуновского в "Девяти днях одного года". Взрослый люд XXI века ударился в счастливое, но ничем особо умным не обремененное детство. "Поттер" – предмет зависти всех киностудий: если бы в Танзании умели делать такие спецэффекты, там снимали бы "Поттера". И чем выше возносится планка спецэффектов, тем меньше в кино места для искусства и мысли. "Сказка – ложь, да в ней намек"? Ни намека, ни урока – добры молодцы тупо хрустят кукурузой, завороженно следят за превращением крысы в толстого Петтигрю. Кино возвращается туда, откуда вышло, – на ярмарку, где женщина с усами и мужчина с хвостом. Оно такое бездумное, яркое и спецэффектное, что скоро людям с развитым интеллектом и художественными потребностями придется искать себе другой источник разумного, доброго и вечного. А новые Феллини и Тарковские окончательно останутся без работы.
Между тем у авторов киноэпопеи возникла серьезная проблема. В их планах – экранизация всех семи книг Джоан Роулинг, но исполнители главных ролей взрослеют быстрее своих героев – уже в третьей частиДэниел Рэдклифф и Руперт Гринт заметно возмужали, а Эмма Уотсон становится записной голливудской дивой.
Все трое понимают, что скоро не смогут играть подростков. Рэдклиффу уже 14; он признается, что увидеть кого-то другого в роли Гарри ему будет неприятно, и мстительно пророчит полюбившемуся герою смерть в последней серии фильма.