Один из самых красивых автомобильных фильмов в истории, который в кои-то веки будет интересно посмотреть и женщинам; взрывной, высокооктановый, но человечный
Середина 70-х. В гонках «Формула-1» сошлись два непримиримых соперника – британец Джеймс Хант (Крис Хемсворт) и австриец Ники Лауда (Даниэль Брюль). С давних пор их соревнования на гоночных трассах носят жесткий характер, но только в 1976 году судьба распорядилась так, что оба гонщика имели равноценные автомобили. В равных условиях, чтобы одержать победу, нужно проявить новые черты характера. После того как заезду дан старт, назад пути нет. Победитель будет только один.
Настоящего кино о «Формуле-1» очень не хватало. Есть, конечно, и классические картины, и истории об американских кузовных гонках, даже очень близкий к формуле, но нафантазированный в большей степени «Гонщик» со Сталлоне есть. А вот настоящего вдумчивого кино о «королеве автоспорта» не было. Почему? Очевидно, потому что формулический мир чрезвычайно многогранен – даже чемпионат мира растянут на два десятка этапов, а противостояния гонщиков растягиваются иной раз на три-пять лет. При этом интриги завязываются внутри команд и между «конюшнями».
Это все безумно интересно, полно удивительных коллизий, захватывающих противоборств и красивых побед, но абсолютно неэкранизуемо. Никто из зрителей, не вовлеченных в тонкости тактик пит-стопов, череды Гран-при или квалификационных заездов, не пожелает тратить время в кинозале или у телевизора на бесконечные таблицы результатов, где победителя от проигравшего отделяют доли секунд.
Рон Ховард пошел другим путем – он из всей истории автогонок вычленил одно-единственное персональное противостояние. Более того, в этом противостоянии вычленил один сезон, а в сезоне – всего две гонки. Ключевые, безусловно, но резко сужающие обзор. А потому действие вырывается из замкнутого кольца гоночной трассы и охватывает личную жизнь соперников.
Надо сказать, персонажей Ховард подобрал прекрасных – 70-е были годами расцвета «Формулы-1». Гонщики были куда ближе к рок-звездам или актерам первой величины, чем к спортсменам, днюющим и ночующим в тренажерных залах.
Хант олицетворял поколение пилотов, живущих в постоянном поиске грани между скоростью и смертью. Неудивительно, что эта эпоха сопровождалась множеством смертей – безумцы были сколь неудержимы, столь и хрупки. Лауда же, наоборот, стал предвестником академического подхода к гонке, продолженного затем Аленом Простом и Микой Хаккиненом. Именно Лауда противопоставил азарту холодный расчет.
На этом противостоянии и строится картина – плейбой и повеса, меняющий женщин как перчатки, проживающий каждый день как последний и готовый в любой момент принять вызов Джеймс Хант против расчетливого, педантичного, холодного Ники Лауды, предпочитающего стабильность как в личной жизни, так и в гоночной борьбе. Судьба обоим дает возможность посмотреть на себя со стороны – Ховард вертит героями Хемсворта и Брюля так, что зритель до самого финала не может определиться, за кого же из персонажей переживать. И в этом картина напоминает сам гоночный заезд – лидер меняется от круга к кругу, но шанс на победу каждый из пилотов сохраняет до самого финишного флажка.
В карьере режиссера Рона Ховарда было много фильмов, выделяющих его на фоне других постановщиков. Это и «Аполлон 13», и «Игры разума», и «Фрост против Никсона». Достойна ли «Гонка» встать в этот ряд? Пожалуй, да. В картине есть внутренний нерв, есть блистательные персонажи, есть жесткие вопросы и столь же жесткие ответы на них. Есть, наконец, невероятной красоты сцены гонок – мало того что в те времена болиды действительно выглядели каким-то сгустком энергии, пришедшим из другого мира, так еще и невероятно «вкусно» показаны сами заезды. Даже несколько жаль, что со времени страшной аварии Лауды, со времени гибели Жиля Вильнева и Айртона Сенны «Формула» настолько «причесалась», что даже вылет с трассы считается сегодня едва не феноменальным событием. «Гонка» в том числе фильм о том, как Боги Дорог начали свой путь вниз, на Землю. Они по-прежнему остаются богами, но крылья им изрядно подрезали. Правильно или нет – решать зрителю. Заезд оканчивается, но гонка продолжается.