К "Сказкам тысяча и одной ночи" летний голливудский мультик "Синдбад: Легенда семи морей" не имеет совсем никакого отношения, кроме имени и профессии главного персонажа. Значит ли это, что он плохой и вредный? Не значит ни в коей мере. Просто при всей подростковой ориентации мультиков смотреть его в кайф будет лишь тем подросткам, которые "Тысяча и одну ночь" читали как таковую. Заодно хоть по хрестоматии прошли греческие мифы. Что с Голливудом они знакомы, а это тоже небесполезно, сомнений не вызывает. В этих условиях "Синдбад: Легенда семи морей" станет достаточно свежей, приятной пародией на то, как Голливуд взирает на всех-всех-всех, кто не оттуда...
К "Сказкам тысяча и одной ночи" летний голливудский мультик "Синдбад: Легенда семи морей" не имеет совсем никакого отношения, кроме имени и профессии главного персонажа. Значит ли это, что он плохой и вредный? Не значит ни в коей мере. Просто при всей подростковой ориентации мультиков смотреть его в кайф будет лишь тем подросткам, которые "Тысяча и одну ночь" читали как таковую. Заодно хоть по хрестоматии прошли греческие мифы. Что с Голливудом они знакомы, а это тоже небесполезно, сомнений не вызывает. В этих условиях "Синдбад: Легенда семи морей" станет достаточно свежей, приятной пародией на то, как Голливуд взирает на всех-всех-всех, кто не оттуда.
История Старого света в целом по-американски выглядит совершенно в духе "Тупой и еще тупее тупого", когда они там шутили, что Авраам Линкольн – тот коммунист, который убил Годзиллу пенициллином. Синдбад – этакий древнеарабский гангстер, подворовывающий по мелочи, но делающий ноги при появлении крупного гангстера. А если уж встретился наркобарон, он тут же делает стойку. Роль наркобарона взяла на себя древнегреческая богиня хаоса Эрис, польстившаяся на ту же цацку, что и Синдбад, на сиракузскую Книгу Мира. Он в страшном сне обещался достать ей эту фигню. Но Сиракузы – аналог Белого дома, который не потерпит сторонних посягательств, и мелкому гангстеру там ловить нечего. Зато у него есть связи в самом Овальном кабинете, и можно подергать ниточки, чтобы они там все переругались, а самому быстро в дамки, в гамак на островах Фиджи. И почти уже все получилось, до Фиджи (Канаров, Гавайев, Багам) рукой подать, если бы у преданного Синдбадом друга детства, по совместительству сына сиракузского деспота, не оказалось красавицы-невесты. Как же не увести, если сама повелась? И поплыл Синдбад с этой Мариной, куда вовсе не предполагалось, а именно на край света, следующая остановка – Тартар, где украденная книжонка зачем-то хранится Эрис.
Весь кайф катавасии в том, как нагло перепутаны греки, арабы, римляне и средневековая мифология между собой и с американскими фильмами группы Б. Чем наглее, тем больше кайфа, потому что пародия прицельней. Как бы сегодняшний мелкотравчатый прожектер с Беверли-Хиллз рассказывал ребенку на ночь сказку про древнюю историю? Примерно так же, как это бы делал наш пинжак с распальцовкой, держащий бензоколонку в Люберцах. У нас бы ребенок слышал, как "одна курва наехала не по делу, богиня, блин, ну, забили стрелку там, это, между Сицилией – не, не Сицилией – вторая еще была, а богиня, блин, вместо себя прошмандовок выставила, типа Сирены, Сирены – клевый такой шансон, братве в лом им вывески портить, ну, и пошел базар"…
На Беверли-Хиллз смысл тот же самый, только с кучей секьюрити на светских раутах в Сиракузах, текстами сына деспота типа "Пойдем, я тебя кое-с-кем познакомлю. – Это со мной", а также физиономическим сходством самого Синдбада с народным героем Гадиатором, то есть Расселом Кроу. Кроу действительно должен был его дублировать, отказался, взяли Брэда Питта, но сходство все равно осталось, как и манеры с панели. Заслуга у эдаких переложений огромная, поскольку древность все равно остается древностью, только занимательной для распальцовщиков, что комично для остальных. Один наш сценарист из "контриков" в лагере выжил в конце 30-х, перекладывая на феню для урок перед отбоем "Трех мушкетеров" с "Манон Леско".
Заслуга данной пародии – у сценариста мультика Джона Логана. Серьезный дяденька, за ним как раз "Последний самурай" /Last Samurai, The/ (2003), "Гладиатор" /Gladiator/ (2000) и даже "Проект 281" /RKO 281/ (1999) – ехидный поклеп на историю Голливуда, когда снимался "Гражданин Кейн". То есть Логан манеры с Беверли-Хиллз знает, как свои пять пальцев, и максимум этого ядовитого знания вложил как в Синдбада, так и в сиракузцев, и в греческих богов. А неслышный у нас, к сожалению, за дубляжом, говор реальных Брэда Питта, Мишель Пфайффер, Кэтрин Зиты-Джоунс и Джозефа Файнса, надо полагать, его неплохо дополнил. Во всяком случае, все зарубежные зрители очень хвалят родное озвучание.
По части компьютерных спецэффектов изображение "Синдбада: Легенды семи морей" здорово отстает от эталонного "Шрэка". Но оно решило взять другим, и тоже все в одной логике. Если история Древнего Мира рассмотрена сквозь Голливуд, то сам мир рассмотрен чисто сквозь кино. В мультике, а вовсе не в натуре, применен такой старый верный киноприем, как острый ракурс. Почти всю дорогу в глаз бьют не фронтальные планы с какой-нибудь миллионной массовкой, а ракурсные: с волны, с корабельной реи, из-под камушка, с плахи под топором. Это все, разумеется, тоже нарисовано на компьютере, но смотрится динамично и почти интерактивно. Как бы дух захватывает от первой драки со спрутом, от гонки с китом-островом-серфингистом, от большой белой птицы во льдах, от самого Края Света и следующего Тартара. Посмотрите: там чисто по философии любопытные вещи. Все мы в детстве именно так и представляли Край Света.
Вообще, надо сказать, сам рисунок (режиссеры Тим Джонсон и Патрик Гилмор) примитивен донельзя. И Синдбад, и его мореходы, и Марина, и Эрис, и принц, и даже корабельная бульдога сделаны в три штриха плюс цветная блямба. Но опять же в логике пародии как раз минимум средств может дать максимальную точность одного конкретного действия, узнавания или эмоции.
А действия в мультике много. Не то чтобы вышел шедевр, но до конца каникул есть куда заглянуть.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.