В прокате идет «Хэллоуин убивает» — новая часть хоррор-франшизы про маньяка Майкла Майерса, раз за разом устраивающего резню в городке Хэддонфилд. Мы подготовили для вас пять карточек, вкратце объясняющих, в чем значение (и величие) «Хэллоуина», и постарались ответить на главные вопросы истекающей кровью вселенной.
Исходная легенда такова: на Хэллоуин 1963-го в маленьком городке Хэддонфилд (штат Иллинойс) шестилетний Майкл Майерс внезапно и без видимых причин убил свою сестру и был помещен в психиатрическую лечебницу. Через 15 лет — вновь на Хэллоуин — Майкл столь же внезапно вышел из вегетативного состояния и сбежал, взяв курс на родину. Добравшись до города, он не только осквернил могилу своей сестры, но и устроил резню, в которой выжила только семнадцатилетняя Лори Строуд.
Из этого сюжета молодой тогда режиссер Джон Карпентер («Нечто», «В пасти безумия», «Побег из Нью-Йорка») в 1978-м сделал эталонный молодежный хоррор, задавший жанровые тренды на десятилетия вперед. В основе «Хэллоуина» лежит предельно простая ситуация: маньяк в маске разнообразно убивает группу молодых людей в изолированной локации. Невероятный кассовый успех «Хэллоуина» привел к тому, что сюжетную модель, созданную Карпентером, начали копировать все кому не лень, в результате чего 1980-е прошли под знаком слэшеров. И прямолинейная «Пятница 13-е», и более тонкий «Кошмар на улице Вязов», не говоря уже о менее известных франшизах вроде «Выпускного бала» или «Крика», которые вышли сильно позже, — все они возникли под определяющим влиянием «Хэллоуина» и эксплуатировали (с разной степенью таланта и эффективности, конечно) наследие Карпентера.
Действие новой картины разворачивается сорок лет спустя, когда Майкл (вновь сбежавший из-под стражи и начавший убивать) выбирается из ловушки, которую ему приготовила все та же Строуд. Пока Лори с дочерью и внучкой восстанавливает силы в больнице, Майкл идет через весь Хэддонфилд к своему дому, оставляя позади след из трупов. Узнав об этом, горожане решают изловить и линчевать маньяка, однако вопрос в том, сколько еще человек погибнет, прежде чем удастся поймать безжалостного убийцу.
Здесь все сложно. Хотя всего во франшизе насчитывается двенадцать фильмов, далеко не все из них соединены сквозным сюжетом, а некоторые (не будучи ремейками) заметно противоречат друг другу. Начнем с классики.
Во-первых, есть оригинальный «Хэллоуин» (1978) и его сиквел (1981), прямо продолжающий события первого фильма. Во-вторых, есть связанные друг с другом четвертая, пятая и шестая части, где Майкл преследует Джейми Ллойд — свою племянницу. В-третьих, есть седьмая («Хэллоуин 20 лет спустя») и восьмая («Хэллоуин: Воскрешение») части, в которых вновь появляется Лори Строуд, но события прошлых частей не упоминаются. На этом классическая эпоха франшизы заканчивается.
В 2000-е Роб Зомби снимает сначала ремейк, а затем и его сиквел, предложив свою версию превращения Майкла Майерса в кровожадного потрошителя. Хотя его фильмы были неоднозначно встречены в фанатской среде, они (особенно первый), безусловно, заслуживают внимания любого поклонника жанра хотя бы из-за уникального авторского стиля.
Новая эра «Хэллоуина» начинается в 2010-е: создатели франшизы возвращают Майкла Майерса и Лори Строуд в дело, но принимают радикальное решение — разом отменить все части, выходившие после 1978-го. Так что теперь у нас есть только самый первый «Хэллоуин» и три его сиквела: первый вышел в 2018-м, второй — в 2021-м, а премьера финала новой трилогии запланирована на 2022-й.
P.S. Вы могли заметить, что здесь нет ни слова про третью часть. Дело в том, что «Хэллоуин 3: Сезон ведьм» (1982) — самостоятельный фильм, никак не связанный с историей Майкла Майерса, задуманный как начало отдельной хоррор-антологии. И хотя затея не получила развития (всему виной слабые кассовые сборы и резкая критика фанатов франшизы), сам по себе «Сезон ведьм» — вполне приличный мистический хоррор на «языческую» тему.
На этот очень важный для франшизы вопрос за сорок с лишним лет было дано несколько ответов. Но для начала важно отметить, что сам Джон Карпентер не стремился подробно объяснять мотивацию Майкла, напротив, именно отсутствие понятной нам логики действий превращало этого персонажа в носителя чистого Зла, невообразимого зверя в человеческой форме. Этой же позиции придерживаются создатели новых частей: Майкл Майерс предстает как воплощенное Зло, безжалостность которого находится за пределами рационального познания, и именно этим она пугает. Надо отдать им должное: такая акцентировка не только вполне соответствует духу Карпентера, но и хорошо выдержана как в фильме 2018-го, так и в новой картине 2021-го.
Самое же экзотическое объяснение предлагалось в частях, связанных с Джейми Ллойд, племянницей Майкла, которую он, разумеется, тоже хотел убить. Хотя в первых фильмах Майкл формально оставался человеком, убить его всегда было невероятно тяжело, так что к пятой-шестой частям выяснилось, что причина сверхъестественной живучести маньяка заключается в древнем проклятии, восходящем к эпохе друидов. Майкл, как оказалось, действует под влиянием созвездий, возникающих с определенной периодичностью: современные наследники друидического культа даже собирались использовать это знание, чтобы получить власть над маньяком и контролировать его невероятную силу. Правда, к седьмой части это объяснение уже не играло никакой роли, потому что Майкл Майерс вновь сосредоточился на своей главной жертве — Лори Строуд.
Здесь все тоже не столь однозначно. В самом первом «Хэллоуине» никакого объяснения зацикленности Майкла именно на этой девушке нет. Хотя в первом же сиквеле 1981-го, соавтором сценария которого был Карпентер, появилась идея о том, что Лори на самом деле сестра Майкла, которую после трагедии 1963-го удочерила семья Строуд. Кстати говоря, в телевизионную версию первого «Хэллоуина» были даже добавлены сцены, подтверждающие эту сюжетную находку. Таким образом, «Хэллоуин» на долгие годы превратился в семейную сагу: сначала Майкл преследовал свою сестру, затем — племянницу, а затем — вновь сестру.
Это сценарное решение, кроме прочего, помогло закрепить за персонажем Лори Строуд статус идеальной «последней девушки» (а бессменно играющая ее Джейми Ли Кертис получила титул «королевы крика» — самой яркой звезды слэшеров). В то время как в других франшизах выжившие в одной части главные героини зачастую гибли в следующей, Лори вновь и вновь ускользала от Майкла Майерса.
Но после перезагрузки франшизы в 2018-м от идеи родства Лори и Майкла отказались, а семейная тема получила иное воплощение: внимание было сфокусировано на том, как повзрослевшая Лори выстраивает отношения с дочерью и внучкой, будучи глубоко травмированной событиями сорокалетней давности. Это решение позволило придать «Хэллоуину» драматической глубины, которая заметно выделяет франшизу на фоне других знаменитых слэшеров, представляющих собой хоть нередко вычурный и стильный, но в первую очередь все же аттракцион по изобретательному потрошению тинейджеров.
«Хэллоуин убивает» — это «средняя» часть новой трилогии, начатой в 2018-м с перезапуска франшизы. И самое в ней примечательное то, что это первый фильм в серии, не сосредоточенный на Лори Строуд или ее родне. Режиссер Дэвид Гордон Грин (он должен снять все три фильма, включая тот, что выйдет в следующем году) на этот раз ставит в центр сюжета эффект, который давняя трагедия произвела на жителей Хэддонфилда. Если первая часть была посвящена проработке основных действующих лиц, то эта – в большей степени истории города, жители которого после десятилетий давящих и страшных воспоминаний пытаются сами противостоять вернувшемуся Злу. Такой сюжет позволяет Грину не только показать побольше убийств (хотя далеко не все они разнообразны), но также и встроить в фильм актуальный социальный комментарий о том, что народный гнев не всегда может быть праведным.