Прощальный фильм автора «Ноттинг Хилла» Роджера Мишелла — сентиментальная и праведная интерпретация легенд о Робине Гуде.
Фильм открытия фестиваля «Бритфест» основан на реальной истории. В 1961 году водитель такси из Ньюкасла Кемптон Бантон (лауреат «Оскара» Джим Бродбент) украл из национальной галереи в Лондоне портрет герцога Веллингтонского. Он анонимно предлагал вернуть картину, но только при условии, что пожилые люди Великобритании начнут получать больше поддержки от правительства.
Роджер Мишелл был в первую очередь известен как автор «Ноттинг Хилла» и «Доброго утра» — обе картины разделял не только океан, но и тематика. Однако в них обеих ощущение уюта и доходчивости было вывернуто до пределов: окутывая аудиторию теплом, они заставляли органично влюбляться в персонажей и их перипетии. Мишелл скончался в сентябре этого года в возрасте 65 лет. Его последняя картина «Герцог» вобрала в себя все возможные качества постановщика и стала ярким завещанием зрителям.
Кемптон Бантон категорически отказывается платить пошлину за трансляцию BBC — до такой степени, что изворачивается перед налоговиками каждый раз, когда те приходят по его душу, и демонстративно не включает канал за вечерним сбором у телевизора. Жена Кемптона Долли (Хелен Миррен) к причудам старика привыкла, ворча каждый раз, когда тот возвращается с работы. Слишком Кемптон неответственно, по её мнению, подходит к своим обязанностям, часто забывая заработанные деньги. Куда важнее для Кемптона люди в салоне и те ситуации, которые они с собой везут: как, например, поднимется рука заставить платить слабослышащего ветерана Первой мировой.
После увольнения Бантон устраивается в пекарню, но и там играет в борца за справедливость, вступаясь за иммигранта из Пакистана, ставшего объектом расистских шуток. Будучи проигнорированным в британском парламенте и на том самом BBC, несмотря на спичи и самодельные плакаты, Кемптон понимает, что единственным шансом обратить внимание на проблемы старшего поколения будет преступление, а именно кража выставленного в лондонской Национальной галерее портрета герцога Веллингтонского (нарисованного вдобавок «уродливо», по мнению самого Кемптона). Ультиматум прост: картина будет возвращена в музей, если за неё выплатят 100 с лишним тысяч фунтов стерлингов, которые пойдут на нужды стариков.
Всё, что происходит за полтора часа хронометража, выстроено в добродушную сказку об одном в поле воине, который даже в преклонном возрасте находит в себе силы идти наперекор обстоятельствам, с юмором и отпечатком скорби, оставленной погибшей в результате аварии дочерью. Функционирует «Герцог» так же, как пресловутый чай в файв-о-клок: предсказуемо бодряще, вызывая привыкание и автоматическую ностальгию по образчикам схожего жанра, так удающегося британцам и отсылающего к 1960-м с их «Шарадами» и «Как украсть миллион». Мишелл увереннее других коллег проводит грань между драмой и комедией, заглядывая то в одну стезю, то в другую, смешивая и снова выводя работающую формулу для семейного, объединяющего просмотра.
Бродбент вживается в Кемптона с риторической лёгкостью, какая только может принадлежать ветеранам сцены и экрана. И хотя основными его достижениями служат блестящие ораторские способности в суде ближе к финалу, Бродбент успевает на протяжении всего фильма создать образ знакомого пенсионера, удивляющего своей стойкостью и консервативными идеалами. Его герой является ещё и драматургом, не имея специального для этого образования, творит он в основном «в стол». Одна из его пьес посвящена смерти их родной с Долли дочери. «Девочка на велосипеде» является собственным утешением Бантона и не последним аккордом в его решении сражаться хоть за какие-то дивиденды в жизни, а не оставаться полностью опустошённым в небытии. Их взаимоотношения с Долли являются отдельной, не всегда точной и естественной, но в целом убедительной рефлексией этой трагедии и способом идти дальше.
На втором плане появляются Фионн Уайтхед из «Дюнкерка» в роли сына Кемптона Джеки и Мэттью Гуд в образе известного адвоката Хатчинсона. Трогательная развязка удовлетворит запросы почти каждого, даже если фильм пошагово известен наперёд, а морализаторство физически непереносимо. Стерильная старомодность «Герцогу» к лицу, подобные анахронизмы сегодня окажутся особенно насущными и душеспасительными, как обогащающий поход в тот же музей с QR-кодом на безопасном расстоянии.