Скучноватая реалистичная криминальная драма о том, что совершать преступления опасно для души и дружбы
Амстердам начала 1980-х. Разорившись из-за финансового кризиса, четверо владельцев строительной компании исчерпывают все законные возможности удержать фирму на плаву. После этого они решаются на преступление – похищение одного из богатейших жителей страны, владельца международного пивного концерна Фредди Хайнекена (Энтони Хопкинс). Поскольку парни требуют колоссальный выкуп в 35 миллионов гульденов, семья Хайнекена не торопится платить, и между похитителями начинаются трения…
Реальные истории знаменитых преступлений могут быть куда более увлекательными и непредсказуемыми, чем вымыслы сценаристов. Но это редкость. «Простота – залог успеха», – гласит известная поговорка, и если преступники в реальной жизни чего-то добились, то это обычно означает, что их план был проще пареной репы. Особенно если речь идет о непрофессионалах, которые не готовились всю жизнь к исключительно изощренной «операции».
Похищение Фредди Хайнекена – реальное преступление, в свое время шокировавшее Европу, – это правило не нарушило. План бывших голландских «гопников», выросших в рукастых мастеровых и задумавших похищение бизнесмена после краха их честного бизнеса, был лишь немногим сложнее, чем коварный замысел персонажей «Кавказской пленницы». Единственной его необычной и изобретательной частью было то, что парни, использовав свои строительные навыки, соорудили для Хайнекена и захваченного вместе с ним водителя звукоизолированные каморки, дабы прохожие снаружи не услышали крики пленников. Однако это была вполне очевидная идея в условиях большого города. Так что тем, кто ждет от «Похищения» хитроумнейшей аферы, лучше пересмотреть цикл Стивена Содерберга о друзьях Оушена.
Не порадует англоязычная картина шведа Даниэля Альфредсона («Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки») и тех, кто, начав смотреть фильм, с радостью заподозрит, что это иронический криминальный фарс о преступниках-растяпах, решивших поиграть в Робин Гудов. В зачине фильма есть забавные моменты, но они быстро сходят на нет, когда герои осознают, в какую опасную «игру» ввязались, похитив Хайнекена.
Что же это за кино? Криминально-психологическая драма в духе «Преступления и наказания» – в том плане, что герои совершают преступление, чтобы не чувствовать себя «тварями дрожащими», а затем становятся жертвами не полиции, а собственных переживаний – угрызений совести, алчности, паранойи и так далее. К концу картины от воодушевления и бравады, с которыми персонажи начинают свое криминальное предприятие, не остается и следа. А их, казалось бы, неразрывная дружба истончается и рвется.
Это интересная тема, но раскрыта она не самым интересным образом. Поскольку и персонажи картины не слишком яркие личности, и играют их хоть и известные, но не особенно харизматичные и выдающиеся актеры: Сэм Уортингтон («Аватар»), Райан Квантен (сериал «Настоящая кровь»), Джим Стерджесс («Обитель проклятых»)… Так что следить за их перепалками и душевными переменами довольно скучно. Особенно с учетом того, что они все-таки злодеи, которым трудно рассчитывать на безусловную зрительскую симпатию. Энтони Хопкинс же в картине почти что для мебели, так как Хайнекену только и остается, что жаловаться на условия содержания и пытаться подкупить тюремщиков обещаниями, которые он явно не собирается выполнять.
Будь эта история вымышленной, роль миллионера наверняка была бы куда более «мясистой» – тем более в исполнении суперактера, который создал один из своих ярчайших образов, проведя почти весь фильм в заключении (мы, конечно, имеем в виду Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят»). Но поскольку «Похищение» следует основным фактам реальной истории, то Хопкинсу играть почти нечего. Хотя он даже в своих считаных сценах легко переигрывает всех своих партнеров. Жаль, что Хайнекен в этом фильме – заглавный, а не главный герой…