Мы собрали дюжину примеров того, как после заслуженной награды от американских академиков актеры умудрялись тут же упасть ниже плинтуса. И это только за последние двадцать лет…
Итальянца Роберто Бениньи часто называют европейским Робином Уильямсом, вот только похвастаться успехами своего заокеанского коллеги Бениньи не может. Все могло измениться в конце 90-х, когда за картину «Жизнь прекрасна», в которой герой актера спасает своего сына от ужасов холокоста, на итальянца свалился настоящий ворох наград. Отметили Бениньи и американские киноакадемики, в ответ актер на год притаился и вернулся в кино в совершенно не смешном и крайне нелепом фильме «Астерикс и Обеликс против Цезаря», где ему, ко всему прочему, даже не доверили роль ни одного из титульных персонажей. Добавьте к этому последовавший через три года «Пиноккио», еще менее успешный, и ставьте крест на карьере актера.
Когда свой «Оскар» за роль второго плана в драме «Прерванная жизнь» получила голливудская красавица Анджелина Джоли, критики предположили, что девушка пойдет по стопам своего отца Джона Войта, что серьезное кино станет для актрисы главной целью в Голливуде. Сама же Джоли посчитала, что в жизни нужно попробовать все – от замужества за Билли Бобом Торнтоном до самостоятельной режиссуры, а начать безумное жизненное путешествие с «Оскаром» в кармане стоит с картины «Угнать за 60 секунд», нелепого ремейка, в котором автомобили выступают куда увереннее живых актеров. Впрочем, к Джоли в картине претензии минимальны – все-таки красивые машины и сексапильные девушки друг друга удачно дополняют, тут даже и сюжет не нужен.
До сих пор при упоминании имени Джулии Робертс перед вашим взором наверняка возникает два главных ее экранных образа – Вивиан из «Красотки» и Эрин Брокович из одноименного фильма. Действительно, роль матери-одиночки, вступившую в неравную схватку с гигантской корпорацией, удалась Джулии больше других, и это не замедлила отметить Киноакадемия. И кто бы мог подумать, что ее последующий выбор – романтическая комедия с Брэдом Питтом под названием «Мексиканец» – окажется столь разочаровывающим? Распадающийся на тысячу бессвязных сцен скрипт, неуверенная режиссура Гора Вербински и, самое главное, полное отсутствие химии между Питтом и Робертс превратили просмотр картины в настоящее мучение. Деньги, конечно, «Мексиканец» собрал, но вот славы не принес никакой.
В далеком 2002 году, когда «Оскар» еще не был таким «белым», Холли Берри удалось стать первой актрисой с афроамериканскими корнями, получившей приз в категории «лучшая женская роль» за работу в фильме «Бал монстров». Блистательная роль, душещипательная победная речь и… ступор. Вместо новых свершений Берри отправилась на заскорузлую поляну бондианы и снялась в общепризнанно одном из худших фильмов франшизы. Сам Роджер Мур тогда отметил, что не мог себе представить, что кто-то может сделать более глупый фильм о Бонде после его полета в космос, но Ли Тамахори это удалось. Неудивительно, что бренд пришлось перезагружать с новыми актерами и постановщиками. Что же до Берри, то бондианой ее горести не завершились, дно она нащупала только двумя годами позже мягкими подушечками «Женщины-кошки».
Кое-кто уже стал забывать после дуплета «Несносных боссов», что у Джейми Фокса тоже есть «Оскар», и получен он, между прочим, в равной схватке с Джонни Деппом, Лео Ди Каприо и, на минутку, самим Клинтом Иствудом. После роли в «Рэе» Фоксу прочили переход в высшую лигу, но актер застрял во втором или даже третьем дивизионе, испортив репутацию экшеном «Стелс», одним из худших боевиков в истории кино. Зрители до сих пор спорят, можно ли считать эту картину серьезным жанровым кино или это такая очень тонкая пародия на военные фильмы о летчиках? Картина принесла студии одни из самых крупных убытков в истории (говорят о потерях в 116 миллионов долларов), а Фокс из-за неразумного выбора проторчал на задворках Голливуда до самого пришествия Тарантино с его «Джанго освобожденным».
Если вы смотрели фильм «Последний король Шотландии», то наверняка образ Иди Амина, африканского диктатора, сыгранного Форестом Уитакером, вытеснил в вашей голове все остальные воспоминания о ленте. Блистательный, опасный и в то же время чарующий персонаж принес актеру заслуженный «Оскар» и внимание со стороны десятка режиссеров и продюсеров. Что же решил Уитакер? Своим следующим шагом он выбрал весьма спорный проект корейца Джихо Ли «Воздух, которым я дышу», где исполнил роль… Счастья. Да-да, за несколько лет до «Головоломки» режиссеры уже пытались воплотить на экране базовые эмоции, вот только получилось это не слишком хорошо. По крайней мере, Уитакер на кресле Счастья явно неуместен.
Стивен Фрирз, взявшийся за «Королеву», молиться должен на Хелен Миррен – только благодаря ее божественному таланту из фильма получилась настоящая глубокая драма. И «Оскар» за эту работу Миррен заслужила совершенно справедливо, что бы там ни говорили злопыхатели, считающие, что академики просто не могли оскорбить Елизавету II своим невниманием. Куда двигаться дальше с высокой наградой и любовью критиков? Куда угодно, только не в фильм к Николасу Кейджу, но Миррен к этому правилу не прислушалась и зачем-то встряла в «Сокровище нации: Книга тайн». Она не играла в первом фильме и не подписала контракт на дальнейшее участие во франшизе – просто приняла участие в отдельной картине. Зачем? У нас нет ответа. Да и сама актриса, думаем, сегодня не сможет объяснить свой порыв.
Дэниел Дэй-Льюис получил наибольшее число «Оскаров» в категории «лучшая мужская роль», и это, казалось бы, должно гарантировать умение актера тщательно выбирать себе проекты и избегать неудач. Почти так, за исключением одного случая, когда после своей второй статуэтки за «Нефть» Дэй-Льюис вдруг решил петь и плясать в мюзикле Роба Маршалла «Девять». Вдохновленный картиной Федерико Феллини «8 ½» бродвейский спектакль на большом экране превратился в какофонию звуков и калейдоскоп бессвязных персонажей. Причем наиболее инородным телом в фильме выглядит именно Дэй-Льюис, играющий роль писателя Гвидо Контини, испытывающего проблемы с вдохновением. Миф о том, что актер может из любого сценарного мусора сделать конфетку, был разбит в пух и прах.
Когда Джефф Бриджесс за роль в «Сумасшедшем сердце» получил свой долгожданный «Оскар», многие посчитали его «наградой по совокупности успехов» – в конце концов без «Трона» и «Большого Лебовски» современный кинематограф был бы совсем иным. Именно в продолжение кибер-триллера Бриджесс и погрузился после того, как «обмыл» свою награду, но от сиквела, который отстоит от оригинала на 28 лет, ожидать чего-то удобоваримого было ошибкой с самого начала. Да, в нем прекрасные визуальные эффекты, великолепная музыка и ослепительная Оливия Уайлд в обтягивающем латексе, но сюжетно это совершенно беспомощная конструкция о сыне, разыскивающем отца. Да и сам Бриджесс тут не в своей тарелке – борется с собственным молодым киберклоном и проигрывает.
Мировую славу, а с ней и заветный приз Кристофу Вальцу принесла роль в черной комедии Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Не станем скрывать, Ганс Ланда в исполнении Вальца – лучшее, что есть в картине. Можно ли было после просмотра фильма поверить в то, что до съемок у Тарантино Кристоф мыкался по скромным телепостановкам? «Ублюдки» открыли перед актером тысячи дверей, но вошел он в ту, на которой значился логотип «Зеленого Шершня». Оригинальный сериал был славен тем, что в нем играл Брюс Ли, в ремейке же играет Сет Роген, и это еще не самое страшное, что с лентой сделал Мишель Гондри. Не то чтобы Вальц в «Шершне» совсем провалился, но все обаяние Ланды куда-то исчезло, хотя даже при всем этом именно Кристоф стал самым светлым пятном в сомнительной картине.
Звезда дилогии о Бриджет Джонс Колин Ферт безоговорочно одолел соперников в борьбе за «Оскар» в 2011 году, когда сыграл главную роль в драме «Король говорит!». Долгий путь к признанию, казалось бы, намекал на дальнейшее продвижение вверх, но следом за триумфом в картине Тома Хупера Ферт отправился в совершенно невзрачную постановку «Главная улица», ставка на которую не оправдалась ни коммерчески, ни критически. С красной дорожки Академии Колин шагнул в проект, который имеет рейтинг много хуже, чем любой другой фильм в его карьере. С неуместным южным акцентом в «Главной улице» актер выглядит заштатным артистом пятого эшелона, но никак не коронованной особой, только что отмеченной десятком призов. К счастью, подобный промах остался единичной катастрофой.
Одному богу известно, сколько усилий вложил молодой британец Эдди Редмэйн в свою работу над образом Стивена Хокинга в картине Джеймса Марша, за которую киноакадемики не задумываясь отдали статуэтку. «Вселенная Стивена Хокинга» – действительно большое талантливое кино, не имевшее ни малейшего шанса на успех без своего главного актера. И для Редмэйна после «Оскара» не существовало ничего невозможного, кроме одной вещи – сделать что-то серьезное из какофонии сестер (теперь уже сестер) Вачовски под названием «Восхождение Юпитер». Наряженный в нелепые платья Редмэйн произносит в кадре «Юпитер» такие банальности и пошлости, что ему, кажется, это больно физически. Представляем, с каким удовольствием актер завершил работу у сестер и отправился в «Девушку из Дании» – вот где простор для его таланта.