У всякого режиссера есть самый любимый и самый ненавистный из собственных фильмов. Для сербского режиссера Горана Паскалевича, автора обласканного критиками трагического гротеска "Пороховая бочка" таким "пасынком" стал его голливудский опыт "Сумерки". Впрочем, мнение автора всегда субъективно.
Авторитетнейший американский рецензент Леонард Молтин, к примеру, оценил "Сумерки" достаточно высоко, а прокатное фиаско фильма объяснил нежеланием заокеанского зрителя погружаться в малопонятные реалии чужой культуры.
Нелюбовь Паскалевича к "Сумеркам" объясняется просто – для европейского режиссера, привыкшего к вольной импровизации, голливудская система производства с ее тотальным продюсерским контролем отравляет живую радость творчества. "Я работал с первейшими голливудскими профессионалами – со знаменитым оператором, композитором, номинировавшимся на "Оскар", – рассказывал Горан Паскалевич в интервью автору ТТ, – Каждый из них честно выполнял свое дело: композитор хотел написать красивую музыку, оператор – снять кадр поээфектней. Но никого по большому счету не интересовал мой фильм в целом, не было привычного чувства единой команды. А кроме того, я задыхался в жестких тисках продюсерского контроля, ведь утверждалась каждая реплика, каждая раскадровка. И ничего нельзя было изменить, даже если я понимал, как можно сделать лучше. Самые удачные сцены в картине были сняты тайком от продюсеров, которые интересовало лишь то, чтоб мы не выбились из бюджета".
Но голливудский опыт, все же пошел на пользу сербскому постановщику. В середине 90-х Паскалевич снял трагикомическую историю об ускользающей американской мечте, и назвал ее недвусмысленно – "Чужая Америка". Два приятеля – черногорец и испанец – каждый на свой лад (с переменным успехом) пытается приспособиться к заокеанским реалиям и, вместе с тем, сохранить чувство национальной идентичности. "Но по большому счету, это кино – не про Америку, – признается режиссер, – Место действия в данном случае чужеродно и для героев и для меня, фильм – о взаимном человеческом отторжении".
Мультикультурность, однако, вовсе не чужда Паскалевичу. Он женат на француженке и в последние годы живет то в Париже, то в Белграде. Режиссерскому ремеслу он обучался в Праге. От чешского кино Паскалевич унаследовал ощущение "легкости бытия", умение сочетать чувствительность и смех. Балканское кино, напротив, тяготело к гиньолю. В югославском фильме большую часть экранного времени герои могли резвиться, куражиться, балагурить, но нежданно, нелепо и страшно сгинуть в конце (будто в "садистском стишке" или абсурдистском лимерике). Паскалевич в течение многих лет придерживался другого, более гуманного подхода к героям и финалам, но в самый разгар недавнего балканского кризиса он обратился к своей "черной" национальной традиции. Так появился самый знаменитый фильм режиссера "Бочка пороха". "Для меня эта картина – нечто вроде политического и личного завещания", – признавался Паскалевич в интервью, – В последнее время мы разочаровались во многих личностях и во многих идеях. Мы верили нашим "демократам", но они оказались такими же продажными и беспринципными, как и те, кто держит власть. А она нынче – в руках у гангстеров и бюрократов". В "Бочке пороха" режиссер дал психологический срез современного сербского общества. Корень югославских бед он увидел не в злокозненных деяниях иноземцев, а в ожесточенности душ самих обитателей балканских земель.
"Я всю жизнь снимал кино про жизни простых людей, тех, кто лишен реальной власти, как вы и я. Для американцев главное – сюжет, а для меня – личности". И не вина режиссера, если герой его лент – "маленький человек" – порой теряет совесть и разум.