Кукольная анимация от создателей "Коралины в Стране Кошмаров"
Одиннадцатилетний Норман (помимо того, что крайне непопулярен в школе, где его нещадно дразнят) видит призраков, из-за чего его отец не скрывает, что предпочел бы иметь сына попроще. И ладно бы парню досаждали только хулиганы и призраки – время от времени, в самые неподходящие моменты, на него снисходят крайне странные видения. Например, посредине школьного спектакля Норману кажется, будто он очутился в лесу, где сами деревья предупреждают его о страшной угрозе, нависшей над городом. "Это все проклятье ведьмы", – объясняет тогда мальчику его дядя и по совместительству городской сумасшедший, который тоже умеет говорить с мертвыми. Именно от него Норман узнает, что один может остановить злодейку, которая решила восстать из могилы к 300-летию собственной казни.
"Паранорман" заявляется как детское кино, но при этом метит в аудиторию куда более широкую. Любители ужасов, поклонники черных комедий, фанаты кукольной анимации, а также ценители британского юмора и апологеты американской морали – все приглашаются на бал-маскарад, где вчерашние сторибордеры «Коралины в Стране Кошмаров» теперь разыгрывают спектакль про то, как легко на самом деле стать чудовищем.
Металлическим стержнем в центре кукольного "Паранормана…" оказывается классический сюжет про изгоя, который сначала принимает себя, а после оказывается принят собственными родными и товарищами. Однако происходит это становление в декорациях сложносочиненного хоррора. Зомби восстают из могил, жители города вооружаются вилами, маленькая мертвая девочка не желает прощать давних обидчиков, а маленький живой мальчик должен проявить недюжинную храбрость, чтобы всех друг с другом наконец помирить. Авторы мультфильма сами признаются, что вдохновлялись не только ужасами Ромеро, но и классическими фильмами Джона Хьюза, поэтому в компании с Норманом город спасают представители сразу нескольких школьных страт: добродушный толстяк Нил, местный хулиган Элвин, а также напомаженная сестра Нормана и перекачанный брат Нила – иными словами "Клуб "Завтрак"" почти в полном составе.
Собственно, и весь юмор истории располагается между двумя полюсами тимбертоновской "чернушатины" и школького пубертата. Причем в live-action всякие "танцы" с трупами смотрелись в лучшем случае неаппетитно, а шуточки из второй категории могли бы показаться уж чересчур незатейливыми – в детализированном же кукольном мире все работает лучшим образом. Вообще, именно кукольность, такая игрушечная и материальная одновременно, позволяет режиссерам Сэму Феллу и Крису Батлеру безболезненно протащить на экран ряд самых главных гуманистических идей их фильма.
Например, зомби у них выходят почти милыми жертвами обстоятельств, а готовая линчевать толпа с легкостью обращается в сборище настоящих уродов, и вот уже над пластиковым городом возносится более чем живая мысль о том, что мертвяк ли ты, разозленный призрак или попросту держатель соседнего бара – главное, оставаться человеком, несмотря на все обстоятельства.