Второй сезон этого женского тюремного шоу заметно слабее первого, но это все еще колоритный и порой очень смешной сериал
Алекс убеждает Пайпер (Тейлор Шиллинг) не давать показания против турецкого наркобарона, которого они обе знали. Сама Алекс, однако, такие показания дает, и ее освобождают условно-досрочно, в то время как Пайпер теряет шанс на послабление. Тем временем в тюрьме Личфилда у чернокожих заключенных появляется новый предводитель – предприимчивая и безжалостная Ви (Лоррейн Туссен), у которой давние счеты с Ред (Кейт Малгрю). Та, в свою очередь, пытается восстановить свое прежнее влияние и организовать новый канал поставки контрабанды.
Тюремные фильмы и сериалы могут быть по-разному выстроены, но почти у всех них есть нечто общее – ощущение опасности, которая исходит от заключенных, тюремщиков и даже людей на воле. Для тюремного кино это ощущение так же важно, как любовные переживания для романтической комедии или перестрелки для боевика. И его можно найти как в специализированных проектах, так и в шоу (вроде недавнего пятого сезона «Правосудия»), где лишь малая толика действия развивается за решеткой. Тюремное кино без этого ощущения – как суп без соли. Вроде все крупные ингредиенты на месте, но чего-то не хватает…
В первом сезоне нового культового женского шоу «Оранжевый – хит сезона» сценаристы тоже неукоснительно нагнетали это ощущение. Сперва главная героиня Тейлор – напомним, добропорядочная белая женщина, которая получила срок из-за давнишнего любовного приключения с лесбиянкой-наркоторговкой, – боялась каждого шороха, затем она научилась отличать опасных людей от безвредных… Однако финальная серия наглядно напоминала, что зло может найтись в каждом и в каждой. Даже в самой Тейлор и в старшем охраннике Хили, который большую часть сезона напоминал плюшевого мишку. И год назад казалось, что это отличная затравка для второго сезона, который неминуемо должен был перекроить расклад сил среди заключенных и, возможно, вывести в новые основные источники угрозы тех, кто прежде выглядел безобидно.
Вместо этого второй сезон смыл ощущение опасности в унитаз. Хили? Вновь плюшевый мишка, еще плюшевее, чем прежде. Религиозная фанатичка Пеннсатаки? Больше не поминает Иисуса всуе, не пытается убить Тейлор и ведет себя как пай-девочка. Бывшая тюремная заводила Ред, морившая главную героиню голодом за вскользь брошенное замечание? Интригует помаленьку, без особой угрозы для окружающих. Новая старшая повариха Глория, лидер «латинской» группировки? Держится кухни, ни во что не встревает, варит лечебные отвары для беременной Дайи… И так далее. Тишь, гладь и божья благодать. Старые источники угрозы присмирели, а прочие «ветераны» шоу их не заменили, и отдуваться за всех приходится новичку – социопатке Ви, приемной матери Тейсти и бывшей наркоторговке.
Конечно, Ви – та еще штучка, коварная и опасная, и суровости ей не занимать. Недаром Лоррейн Туссен в прошлом не раз играла полицейских начальников. Но один в поле не воин, а в ее тюремной банде команду «фас» готова выполнить лишь «Безумные глазки». Которой совершать по-настоящему страшные преступления не позволяет политкорректное отношение сценаристов к «умственной альтернативности». Так что злодейства, которые Ви все же умудряется учинить на протяжении второго сезона (если не считать преступлений из флешбэков), исчерпываются знаменитой цитатой из Салтыкова-Щедрина: «Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!» И хотя градус драматизма она все же поднимает – зачастую одним своим присутствием на экране, – к концу сезона ее сюжетная линия разочаровывает сильнее, чем шебуршения Ред. По крайней мере, у русской поварихи был сильный первый сезон…
Не впечатляют и романтические линии сезона – в связи с их почти полным отсутствием. Роман Ларри, бывшего жениха Тейлор, с лучшей подругой героини вызывает интерес лишь постольку, поскольку он выводит Тейлор из себя. Отношения же Дайи и ее любовника-охранника еще в первом сезоне вышли на плато почти семейной жизни, и во втором сезоне они движутся лишь за счет «бзиков» беременной девушки. А в остальном на романтическом фронте глухо. Сильно ощущается отсутствие Алекс (она появляется лишь в начале и в конце сезона) – и как яркой личности, и как катализатора любовных связей. Правда, во втором сезоне больше обнаженки и откровенных сцен. Но так как это женский сериал, а не «Плейбой поздно ночью», то романтика без секса в нем была бы уместнее, чем секс без романтики. А романтика с сексом, как в первом сезоне, была бы еще лучше!
В итоге второй сезон «Оранжевого» напоминает не столько первый сезон, сколько ситкомоподобную драмеди вроде наших «Солдат», где эксцентричные персонажи влипают в причудливые переделки и где шутки запоминаются лучше сюжетных перипетий. Взять хоть серию, где выясняется, что многие обитательницы Личфилда не знают, как у них устроено «там внизу», и София (кто же еще, как не транс!) читает товаркам просветительную лекцию. Или эпизод, где новая заключенная, социальная активистка, организует голодовку, но не может сформулировать, чего хочет добиться. Или череду фрагментов, где умирающая от рака Роза учит планировать ограбления юного пациента, которому вместе с ней делают «химию».
Да, шутки «Оранжевого» все-таки запоминаются. Да, актеры в шоу все еще играют яркие. Да, из-за колоритности персонажей сериал неплохо бы смотрелся, даже если бы героини сидели рядком и читали телефонную книгу. И да, нельзя сказать, что в сезоне совсем уж ничего драматичного не происходит – там крошка, сям зернышко, сбоку интрижка… Но первый сезон был мощнее, насыщеннее, напряженнее и разнообразнее. И второй сезон против него – как чай против чифиря.