Женское счастье едино и вечно, не взирая на возраст и национальность, но кино развивается быстрее одной жизни, французы умеют писать диалоги, а Денев на старости лет все-таки научилась играть. Поэтому в очередной стандартной романтической комедии Тони Маршалл "Рядом с раем" достаточно своеобразия, чтобы ни одна дама на ней не заскучала.
Первая часть совершенно восхитительна, вторая вполне приемлема, финал, к сожалению, весьма уклончив, хотя должен был увязать эти части, как-то их урезонить. Финал поленился, оставил все на наше усмотрение, чем в итоге серьезно разочаровывает, но это единственный серьезный недостаток самой идеи кино. В целом Тони Маршалл ("Салон красоты "Венера") во многом верно, то есть конкретно и проницательно попыталась в миллиардный раз показать то, чего не бывает, как если бы оно было.
С момента изобретения кино тщится достичь максимальной реальности, достоверности изображения, как счастье приходит и как оно выглядит. Самый распространенный вариант, разумеется - бескорыстные и интересные, то есть любовные отношения. Фильм не скрывает своей предыстории - главная героиня все время ходит в парижский "Иллюзион" на староголливудскую сказку "Незабываемый роман", а по обстоятельствам получается, что фильм учитывает и свою скрытую предысторию - сравнительно новый голливудский хит "Неспящие в Сиэтле". Там главная героиня по телевизору тоже все время смотрела свидание на крыше Эмпайр-Стейт-Билдинг из "Незабываемого романа". Но "Неспящие с Сиэтле" - именно старая сказка, только надетая, натянутая на новоголливудскую реальность, а "Рядом с раем" хочет, чтобы натяжек было как можно меньше, чтобы сказку искать в обыденной реальности. То есть фильм исходит из того, что "Незабываемый роман" видели все и знают наизусть, но как это соотносится с жизнью? В жизни нет подтасованных обстоятельств типа "она была нищенка, укрывшая миллионера своим дырявым плащом, когда он попал под дождь" или "они вместе попали на необитаемый остров в южных морях". То, что Денев - очень взрослая женщина (морщины на шее, пигментные пятна на руках и расплывшаяся талия), достаточно безусловно. Безусловно и то, что она в своем возрасте носит "под девочку" прозрачные шелка, но действительно, несмотря на них, чертовски сексуальна. Еще она давно в разводе с мужем, дочка выросла, они разъехались. Но Денев до сих пор любит свою работу, и чем занять себя на досуге - давно решенная ситуация. Короче, время есть, проблем нет, но чего-то все-таки не хватает. Мужики пристают, да не те. Таких "самостоятельных", "романтических", "разочарованных", но "нормальных" взрослых женщин на свете миллионы. Пальцем тронь - фейерверк обеспечен, и все кругом это чувствуют, и пытаются тронуть, особенно кто никаких фейерверков не заслужил. Все и начинается с одного из таких, кто всегда норовит хапнуть незаслуженное. Бывший сокурсник, который явно не прочь на Денев посамоутверждаться, напоминает ей о неком Филиппе, в которого она когда-то была влюблена. Денев решает, что влюблена в Филиппа до сих пор, и вся ее жизнь тут же превращается в ожидание. Ситуация "счастья самодостаточности" всем дамам прекрасно известна, но надо видеть, что на сей раз вытворяет Денев. Артистка, про которую Годар тридцать пять лет назад сказал: "Она даже не может достоверно произнести "Я тебя люблю", - попав в мягкие женские руки Тони Маршалл, раскрепостилась и обнаружила чувство юмора. Без всякой интриги от фильма останется, как Денев сама с собой играет в китаянку, как она трется щекой о записку, размытую дождем, как она постоянно везде, где бы ни оказалась, ищет глазами пресловутого Филиппа. "Он же тоже в Париже живет". Но сюжет о мечте и реальности и их интересных отношениях не стоит на месте, и в командировке в Нью-Йорк рядом с растущим "счастьем самодостаточности" возникает другое "счастье" - тихий американец Уильям Херт. Он отличается как от бывшего мужа, слабого во всех смыслах (Патрис Шеро), так и от бывшего сокурсника, подлого во всех смыслах (Бернар Лекок), при том что никакого Филиппа мы так и не увидим. И опять же почти безусловно решается фильмом вопрос, маньяк ли Херт, а если нет, то что тогда с ним делать. Командировок как приключений, предполагающих новых знакомых и соответствующую реакцию, на свете тоже миллионы. Здесь от фильма останется, что Денев вытворяла в отеле, как они прощались в коридоре, ну, и без вариантов - сексуальная сцена в соседнем баре. Сами смотрите, что там за сексуальность, наше дело - заметить, что Херт под стать. Может, чуть не хватает шарма, хоть он и почти на десять лет моложе, но рост, цвет и факт, что он действительно может так себя вести - именно то, что нужно экранной Денев, допустимое "счастье любви". Когда наконец возникает пресловутый Эмпайр-Стейт-Билдинг - это не самоуправство сказки, а самоирония всех присутствующих, как и последняя эстетически-психологическая находка, когда Денев переходит через дорогу. Непридуманно переходит. Дальше ничего нет, но все равно артистка сделала себе прекрасный подарок к 60-летию, которое состоится не далее чем через год.