Калечащий нарциссизм и беспредельное совершенство в токсичном коктейле норвежского режиссёра Кристоффера Боргли.
Бариста Сигне (Кристин Куят Торп) с завистью мечтает об успехе своего бойфренда, современного художника Томаса (Эрик Сэттер). После несчастного случая в кофейне девушка впервые пробует славу на вкус, после чего решает обратить на себя внимание окружающих другими эксцентричными методами, доходя до абсурдного мазохизма.
«Тошнит от себя», второй полный метр постановщика Боргли после мокьюментари «DRIB» с Бреттом Гельманом («Очень странные дела»), где режиссер повторно обращается к теме одержимости. На этот раз, вернувшись на родину, норвежец объединяет силы с продюсерами прошлогоднего хита «Худший человек на свете» и выдаёт блестящую хоррор-комедию о жажде признания при тотальной неизвестности внутри. Избегая менторских увещеваний и лобовых нравоучений (по типу «Не смотрите наверх», «Треугольник печали»), автор не спеша выдаёт одну из лучших сатирических киноработ за долгие годы, разворачивает заляпанное зеркало на аудиторию, приглашает посмотреть в него, но не гарантирует приятного опыта.
С первых кадров — мнимое романтическое свидание в фешенебельном ресторане, которое оборачивается очередной кражей бутылки дорогого вина. Сигне регулярно помогает Томасу поддерживать его хрупкое эго: бутылка для друзей, чтобы не ударить в грязь лицом; стулья из мебельного магазина для инсталляций в престижных галереях Осло. Свою «идентичность» Сигне пока не разыскала, однако всё меняется с появлением истекающей кровью женщины на пороге кофешопа, где работает героиня. Ту покусала собака, и Сигне героически вызывается помочь, отогнав других посетителей, зажав рану до прибытия «скорой». Уже после инцидента девушка не будет торопиться снимать униформу, продемонстрирует Томасу «раны», скажет, что тоже подверглась нападению. Пандемия тщеславия бушует с зарождения мира, эффекты долгосрочные, лечить их практически бесполезно — и Сигне радостно становится очередной «пациенткой», страшно изобретательной, не сдающейся, балансирующей на грани смерти духовной, а затем и физической.
Придумать и разыграть аллергию на орехи, раздразнить собаку для необходимой «пластической операции», представлять во время секса собственные, непременно пышные похороны, куда не пустят бросившего ее отца и когда-то близкую подругу. Сигне последовательно пробуждает отвращение к своей персоне и парадоксальным образом заставляет проникнуться токсичностью, непременно узнать себя (разница лишь в степени экстремальности). Главный арт-перформанс девушка устраивает при покупке нелегального (и вымышленного) российского препарата «Ликседол». Убедившись в опасности побочных эффектов, она съедает в перерывах между работой пачку за пачкой и в скором времени добивается опасного кожного заболевания, чем привлекает внимание к своей персоне, притрагивается к разрушительному совершенству.
«Вы много лжёте, у вас отвратительный характер, на вечеринках вы не самая классная, да и с чувством юмора плоховато. Давно не видел подобного на рентген-снимке, придётся вызывать полицию», — мерещится Сигне метадоктор (Андерс Даниельсен Лие) после обследования. В больнице её навещает внезапно заботливый Томас, вьются вздыхающие подруги-плакальщицы, и жизнь, вопреки наложенной боли, немного улучшается. Теперь интервью берут у неё (помог непотизм в лице подруги-журналистки), что выводит из себя куда более алчного бойфренда; на горизонте маячит модельная карьера в инклюзивной среде. Внезапно местный террорист смещает новоиспечённую селебрити с первой полосы на сайте СМИ, а «Ликседол» приводит к облысению и изрыганиям кровью. «Я в порядке», — уверена Сигне, усиливая паранойю и галлюцинации, которые всё сильнее подменяют реальность и приводят обратно на больничную койку.
Торп неуловима в роли Сигне: зрелищно перераспределяет деструктивные позывы, успевает вызвать сострадание, чем-то неумолимо напоминает Настю Ивлееву (ремейк был бы делом заведомо грустным) и заслуживает всех лавров прошлогодней работы Ренате Реинсве. Боргли подчёркивает абсурдность манипуляций и лжи, помещает в террариум равнозначных друг другу персон, чья мания величия распространяется и уничтожает любой намёк на близость. Его диагноз эпохе ТикТока и других запрещённых соцсетей не столько скорбящий, сколько ядовито скучающий и безучастный: «Тошнит от себя», подобно мему из «Джокера», многое говорит о нашем обществе, однако ни лечить его, ни тем более жалеть не намеревается. Это безжалостно сардоническое кино о будничном конце души и тела, штаммах неубиваемого вируса и худших людях планеты: нас, вас и всех, кого мы знаем.