Не самая притязательная новогодняя комедия, своей «темной стороной» привлекающая гораздо больше, чем юмором, сюжетом или героями
Предпраздничная суета в доме 48 на улице Заморенова приобретает масштабы военной катастрофы – вот-вот прозвенят куранты, а у жильцов и их гостей еще ничего не готово. Боря едет к Асе признаваться в любви, но застревает в лифте. Пока Алена крутит кудри в парикмахерской, к ее мужу Диме заявляется странный незнакомец, называющий себя «честным любовником». Николай забыл купить зеленый горошек к салату и теперь вынужден искать заветную баночку по всей Москве, а его сын Женя, пойдя по стопам отца, оставил без подарка юного Пашу, и тот окончательно решил уйти из дома. Никакого праздничного настроения не чувствуется, а тут еще по заснеженным улицам к дому неумолимо приближается зловещая женская фигура в черной сутане и с косой на плече…
Бекмамбетовские «Елки» в последние годы стали настолько обыденным атрибутом новогоднего репертуара кинотеатров, что едва ли не каждый праздничный отечественный релиз сегодня принято называть «Антиелками». Увы, действительно запоминающимся противовесом «зеленому альманаху» можно назвать, пожалуй, только «Страну ОЗ» Василия Сигарева, но попытки достойно ответить конкуренту будут появляться снова и снова – и подтверждение этому релиз комедии «Девушка с косой».
Новая праздничная комедия Ольги Поповой «Девушка с косой» построена по классическим лекалам: лента разбита на четыре новеллы (две, правда, в процессе соединяются), связанные весьма пунктирно и сходящиеся лишь для того, чтобы герои все вместе постояли под новогодним фейерверком. В этой схеме кроются и плюсы, и минусы подобных картин: с одной стороны, резкие переходы от одних героев к другим придают действию хоть какую-то динамику, которую сложно поддерживать в четырех стенах квартиры или лифтовой кабины, а с другой – все истории в таких случаях получаются поверхностными, а актеры вынуждены откровенно переигрывать, чтобы хоть как-то привлечь внимание.
С внутренними сюжетами сегментов в «Девушке» все по-настоящему плохо. Ничего оригинального вы не увидите, наоборот, новеллы представляют собой худшие клише, которые только можно представить: ревнивый муж, забытый горошек, который нигде не купить (ага, в Москве-то, в центре), глупая блондинка, пытающаяся покончить с собой прямо в Инстаграме из-за несчастной любви, психолог, у которой разваливается собственная семья, конфликт свекрови и невестки. С участием в проекте Федорова Добронравова создается полное впечатление, что вы попали на какой-то расширенный праздничный выпуск скетч-шоу «Шесть кадров». Это, наверное, даже неплохо, ведь подобные зрелища пользуются у публики определенной популярностью, вот только зачем это выносить на экраны кинозалов? Этому самое место в вечерней сетке телеканалов СТС и РенТВ.
Впрочем, гораздо больше заезженных сюжетов огорчают демонстрируемые в фильме персонажи – в фильме что ни герой, так картонка картонкой. Таких просто невозможно представить себе в реальной жизни, как же им можно сопереживать или над ними смеяться? Ну, в самом деле, можно раз улыбнуться неудачливой самоубийце (особенно на невозможности найти в Интернете безболезненные способы из-за блокировки Роскомнадзора, ха-ха), можно посмеяться над похищением сумки с консервами, даже над лифтером-женщиной похихикать не возбраняется, но остальное не выдерживает никакой критики, такое непростительно даже в праздничной суете.
Однако красить всю картину в черный не будем – есть в ней пара изюминок, которые не позволяют уйти из кинозала посреди сеанса. Прежде всего, это, конечно, сквозное путешествие героини Полины Ауг через праздничную Москву. Безусловно, выскакивающие при виде Смерти из троллейбуса пассажиры – это толстовато, да и цель заглавной девушки с косой оказывается банально слитой, но процесс ее движения завораживает, тем более что авторы временами умело интригуют, подставляя под умозрительную смертельную косу то одного героя, то другого. А еще в фильме есть персонаж, который появляется достаточно часто, но при этом остается в тени – это безымянный преступник, способный вскрыть любой замок. Как ни странно, в картине он творит только добро, что позволяет философски посчитать его самым настоящим «Духом Нового года», даже если авторы этого и не подразумевали.
Совершенно очевидно, что очередным «Елкам» «Девушка с косой» не конкурент, но было бы странно ожидать победы над супертяжеловесом от рук новичка, подготовленного разве что для того, чтобы оттянуть публику с одного телеканала на другой. Актеры невыразительны, сюжеты притянуты за уши, съемки весьма посредственны – Новый год для бедных, как он есть.
С 14 декабря в кино.