Фильм с кучей мелких и довольно дурацких проблем, который тем не менее достоин куда более теплого приема
Фильм с кучей мелких и довольно дурацких проблем, который тем не менее достоин куда более теплого приема.
Артем и его девушка Лена взволнованы исчезновением друзей, которые так и не доехали днем ранее до конечной остановки метро. Чтобы найти их, они обращаются за помощью к известному диггеру Егору, который знает столичную подземку вдоль и поперек, однако найти пропавших в темных лабиринтах будет непросто.
Поперек «Диггеров» так и видится большой штамп «замучены на постпродакшене». Фильм явно перед выпуском в прокат крутили то так, то эдак, пробуя разные подходы к монтажу, и, судя по всему, окончательный результат все равно мало кого полностью устроил, потому что объявленный изначально пресс-показ неожиданно отменили и в широкий российский прокат «Диггеры» вышли, минуя отечественных кинокритиков, – а это верный признак неуверенности дистрибьютора в своем продукте.
После просмотра фильма такое поведение прокатчика становится понятным, но парадокс в том, что ругать «Диггеров» все равно не хочется – в фильме немало проблем и шероховатостей, но большинство их, как кажется, появилось от вполне благородного желания угодить сразу всем. И не затягивать, и не торопиться, и про хоррор, и про драму, и выразить себя, и удовлетворить вкусы рядовой публики… На выходе получилось кино, которое опрометчиво подставляется под критику – нацеливаясь на глобальные задачи, оно путается в мелочах, за которые легко зацепиться.
В первую очередь, у «Диггеров» есть серьезная проблема с монтажом. По всей видимости, первая версия фильма была значительно длиннее, потому что временами кажется, что из ленты изымали целые куски. Из-за неудачного монтажа у «Диггеров» есть проблемы с динамикой в целом, и даже некоторые отдельные сцены смонтированы аляповато, на уровне средней руки сериала дневного эфира.
Вторая беда, возможно, вытекает из первой – сценарий куда сложнее, чем можно было подумать (действие довольно ловко развивается сразу в двух временных периодах, а на закуску припрятан занятный твист), однако в деталях то и дело вылезают очень странные условности, натянутости, а то и натуральные глупости. Лучше всего они заметны на примере одного из героев, на которого нападают аж дважды, но он почему-то каждый раз выживает, чтобы в конце концов встретить самую бесславную и дурацкую смерть из всех возможных. Ее легко можно было избежать одним словом, но персонаж, вообще-то ранее прописанный как исключительно болтливый, в этот раз почему-то предпочел молчать до последнего.
Подобных нелепостей в «Диггерах» достаточно для того, чтобы обеспечить им весьма нелестный «сарафан» от простых зрителей, которые и так-то с предубеждением относятся к отечественным «жанровым» фильмам, а уж когда фильм сам дает все карты в руки, удержаться от показательной трепки может быть непросто. При этом, как уже было сказано выше, фильм такого не заслуживает – легко себе представить параллельную вселенную, где из того же материала смонтировали кино более гладкое, внятное и цельное. Да, кое-что поправить не смогли бы даже там (некоторые актерские работы оставляют желать лучшего, да и с классическими «скримерами» тут не по-хоррорному напряженно), но в этом случае можно было бы подчеркнуть сильные стороны фильма – любопытный сюжет, весьма неплохую работу с декорациями, а главное, искреннюю любовь авторов картины к их детищу и жанру в целом. Видно, что для них это не просто необходимая «ступенька» в творческом резюме, и этим «Диггеры» выгодно отличаются от более ранних отечественных опытов в жанре «кошмары под землей» – «Путевого обходчика» и «Фобоса».
С 11 августа в кино.