Посмеяться, повздыхать, подержать своего парня за руку на трагических моментах, поплакать в плечо на самых слезоточивых местах – лучшего фильма для девушки-подростка, ведущей своего парня в кино, не найти
Старшеклассница Миа никогда не была школьной звездой, да ей это и не было нужно. Все, в чем нуждалась девушка для обретения гармонии в мире, – это ее музыка и ее виолончель. Миа старательно готовится к поступлению в престижное музыкальное училище, и любовь не входит в ее планы, но у судьбы свои взгляды на жизнь. Миа встречает Адама, молодого лидера не слишком преуспевающей рок-группы, и переживает первые романтические взлеты и падения. Благополучно протекающие дни перечеркивает случайная автокатастрофа, в результате которой тело Мии остается в коме, а душа встает перед непростым выбором: остаться среди живых или навсегда отпустить все радости и горести.
Кажется, это Джон Леннон сказал когда-то: «Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживленно строишь свои планы». Молодежную драму «Если я останусь» вполне можно исчерпывающе описать этой несложной фразой. Мы строим прогнозы, планируем свою жизнь, встраиваем в вымышленное будущее учебу, работу и даже любовь, но чем более детальными получаются в нашей голове планы, тем смешнее Богу или Судьбе, которые легким движением могут как разрушить жизнь, так и придать ей новый смысл. Героине фильма, как и ее литературной предшественнице, пришлось пережить оба резких поворота. Посмотреть на это как минимум любопытно.
Любовь и Смерть пришли к Мии с разницей в два года, и обе в то время, когда девушка была готова к этому меньше всего. Случайный взгляд на репетиции школьного оркестра, и вот за невидимой девушкой, которую и не разглядишь почти за ее виолончелью, уже ухаживает школьная суперзвезда, сексуальный рок-музыкант, не имеющий отбоя от поклонниц. Адам искренне влюбляется в чистую девушку, понимающую музыку, так же как он, пусть даже и предпочитающую совсем другой стиль, в ней он находит свою половинку, в ее семье находит тех близких людей, которых был лишен в своем детстве. Молодые люди счастливы, все спорится в их руках, жизнь раскрывает бескрайние возможности, но радость и перспективы оказываются хрупки и обрушиваются осколками после трагической аварии, отправляющей Мию в кому. И снова Судьба словно смеется, но уже печальным страшным смехом – еще утром Миа ждала письмо о поступлении в престижную музыкальную школу, а теперь она всерьез раздумывает о том, жить ей или умереть.
«Если я останусь» – идеальное кино для юных зрительниц. Даже больше чем идеальное. Режиссер Р. Дж. Катлер создает пряничный мир-мечту, кукольный домик, в который все девочки играли в своем розовом детстве. В этом мире красавец-рокер влюбляется в школьного «гадкого утенка», коварная соперница моментально оказывается лучшей подругой, мировые предки организуют дочери и сыну детство на зависть всем остальным детям, да в этом мире даже смерть выглядит каким-то сахарным леденцом, медсестры шепчут ласковые слова в ухо умирающим, доктора не покладая рук штопают пострадавших, а все пришедшие в больницу посетители заливаются трогательными речами. Реальность, конечно, много прозаичнее, но, черт возьми, иногда в такой искусственный мир, словно запечатанный в игрушку-шар, хочется погрузиться, посмеяться над семейными колкостями, отпускаемыми родителями Мии в адрес друг друга, побывать на концерте группы бойфренда девушки, вместе с ней отправиться на главное в жизни прослушивание. Все это сделано очень красиво, о такой жизни и любви можно только мечтать.
Поэтому-то и выглядит несколько натянутой дилемма главной героини, впавшей в кому, – оставаться или уходить из жизни. Каждым эпизодом ее воспоминаний создатели фильма просто кричат: «Девочка, у тебя идеальная жизнь, идеальная семья, идеальная любовь – о чем тут думать?» – но Миа до самого финала остается на распутье. Интересно, что и автор книги Гейл Форман, и сценарист Шона Кросс избегают любых намеков на Бога – герои не склонны ни благодарить высшие силы за провидение, ни сетовать в моменты утрат. Тем не менее картина возвышает, питает надежду, несколько наивно, но дарит положительные эмоции, тягу жить.
Идеальный мир Мии, тот самый, в который трудно верить, но о котором легко мечтать, выстроен замечательными актерами: радостно, что Хлоя Морец пробует себя в самых разных жанрах, не хочется, чтобы она стала «заложницей» Убивашки; если вы проглядели Джейми Блэкли в «Белоснежке и охотнике» или не посмотрели сериал «Борджиа», то «Если я останусь» – отличный повод отметить на будущее этого молодого актера; великолепная Мирей Инос, сыгравшая полную противоположность своей героини в «Убийстве», нашедшийся после исчезновения в «Ведьме из Блэр» Джошуа Леонард и восхитительный Стейси Кич, на долю которого выпала самая эмоциональная сцена фильма, образуют фантастический второй план, снова тот самый идеальный мир, задуманный Форман и Катлером.
Ругать за манипулятивность такое кино не поднимается рука, суть жанра подростковой мелодрамы заключается и в этом тоже: аккуратно подвести к мысли, что жизнь прекрасна не только взлетами или ужасна падениями. Жизнь – непредсказуемый бардак, предсказать ее повороты невозможно, можно лишь научиться извлекать уроки из ударов и радоваться даже самым малым победам. Это вряд ли спасет на скользкой дороге, но из комы в руки любимого, оказывается, может вывести. Певец другого поколения Виктор Цой по этому поводу сказал: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».