Трогательный кукольный мюзикл о связи отцов и детей, неизбежности смерти и жизни после неё.
Новая экранизация сказки Карло Коллоди переносит деревянного Пиноккио в фашистскую Италию 1930-х. Чтобы поддержать своего отца Джепетто, Пиноккио решает стать артистом цирка. Жизнь вносит жестокие коррективы, и вскоре Джепетто отправляется на поиски своего чада.
Иногда справедливо кажется, что у Гильермо дель Торо, сделавшего имя на переосмыслении хоррора в последние двадцать лет, не бывает плохих работ и дней. Учитывая, что процесс создания нового «Пиноккио» длился как минимум с 2008 года, удивительно и то, как режиссёру удалось не растерять воображения и энергии на создание одного из самых эмоциональных и визуально поражающих мультфильмов последних лет. Вторая за год версия сказки про деревянного мальчика с растущим из-за любой лжи носом превосходит не только соседствующий (и пресный) ремейк с Томом Хэнксом, но и, пожалуй, оригинальную диснеевскую классику. В новом проекте Netflix соединились универсальные для детей и взрослых темы о боли, с которой сталкиваются вне зависимости от возраста, принятии смерти и борьбы с фашистским режимом. Представить подобную комбинацию в любом другом коммерческом проекте едва ли возможно.
Творческий контроль и собственное имя в названии позволили дель Торо начать «Пиноккио» со слов о неидеальных отцах и сыновьях. Плотника Джепетто (Дэвид Брэдли) и его живого сына Карло связывало всё и больше. Несмотря на отсутствие матери, оба выработали прекрасную родственную связь, которая оборвалась при взрыве церкви, куда на мгновение забежал Карло. Бомбу на дом божий сбросили по случайности, возвращаясь с очередной миссии. Джепетто отчаялся, ушёл в запой, по прошествии многих лет так и не смирившись с утратой. В одну из ночей, находясь в пьяном угаре, под звуки грома он создаёт далёкую от идеальной замену Карло в лице Пиноккио (дебютант Грегори Манн). Впереди долгий путь от любви до полного принятия, от домашних неурядиц до настоящего поля боя, от смерти до бессмертия (и обратно), прежде чем юный Франкенштейн примирится с сердобольным создателем и поймёт: случающиеся вещи неизбежны, чему суждено умереть, умрёт в любом случае.
Такого рода философия в изменившем историю 2022 году может показаться добивающим камнем в океане страданий, ведь сейчас нет и быть не может ничего ценнее эскапистских утешений. Но дель Торо не подслащивает пилюлю, даже сказку делая реалистичной былью и болью, просит находить посреди ужаса и мрака щепки достоинства и любви. Остановить естественный ход событий не под силу деревянным изваяниям, людям, рефлексирующим мемуаристам-сверчкам (Юэн МакГрегор) и даже повелевающим смертью сфинксам в озвучке Тильды Суинтон. Даже в брюхе у кровожадного кита и посреди плавающих мин есть шанс на выздоровление, освобождение, иногда ложь во спасение.
«Пиноккио» анализирует отцов так же безжалостно кропотливо, как и недавнее «Солнце моё» Шарлотты Уэллс, — разные типажи, приводящие к общему знаменателю. Джепетто знает, что не способен заменить Карло, но будет и дальше эмоционально давить на Пиноккио, что приведёт к печальным последствиям. Местный глава администрации (Рон Перлман) отправит в лагерь для молодых солдат родного сына (Финн Вулфард), отказываясь распознавать его страхи. Коварный кукловод Вольпе (Кристоф Вальц) использует для своих целей как Пиноккио, так и прислуживающую обезьянку Спаццатуру (Кейт Бланшетт), прежде чем погибнет, не способный к трансформации.
Иногда режиссёр вместе с соавторами Марком Густафсоном и Патриком МакХэйлом перелетает в лёгкий дидактизм, но к финалу отправляется в закат самым бесстрашным, готовым ко всему образом. Фантастическая работа 40 аниматоров, вручную создававших Италию, загробные миры и другие пространства; саундтрек Александра Деспла, меланхолично искренние музыкальные номера, отсылки к предыдущим работам дель Торо («Лабиринт фавна», «Аллея кошмаров») способны отозваться в большинстве зрителей. «Пиноккио» выбирает жизнь, отдаёт её, советует поступать тем же образом для сохранения остатков человечности, запасы которой на самом-то деле безграничны.