По случаю выхода «Люди Икс: Тёмный Феникс» Москву посетил Джеймс МакЭвой, в четвёртый раз воплотивший на экране образ Профессора Икс. Нашему журналисту в компании трёх коллег удалось расспросить актёра о съёмках фильма, супергероях и метаморфозах его персонажа
Как вы думаете, в чём отличие Тёмного Феникса из первой трилогии от героини в исполнении Софи Тёрнер?
Я думаю, разница в том, что в прошлых фильмах Тёмный Феникс не была главным персонажем. А здесь она одновременно и протагонист, и антагонист. Это ясно даже из названий фильмов — у предыдущего был заголовок «Последняя битва», а этот называется «Тёмный Феникс». Там она была злодейкой, не могла выразить себя и высказаться — она не была тем персонажем, с которым вы можете себя идентифицировать. Что касается Софи и «Тёмного Феникса», которого Саймон написал в этот раз, это был персонаж, с которым ты всё проживаешь вместе, которого ты понимаешь.
Как вам работалось с Саймоном Кинбергом в качестве режиссёра?
Это было отлично. Он и раньше отчасти был режиссёром, когда мы снимали «Дни минувшего будущего» и «Апокалипсис». Брайан Сингер был очень расположен к Саймону и заинтересован в его участии. Мы разрабатывали вместе сценарий, персонажей и выстраивали многие сцены при его активном участии. Поэтому, когда он наконец оказался в режиссёрском кресле, это был уже знакомый опыт. Он действительно знает, как говорить с актёрами, и очень любит работать с ними. С Саймоном ты чувствуешь, что находишься в надёжных руках, и это толкает тебя к тому, чтобы работать усерднее. Его стремление рассказать честную историю Тёмного Феникса было настолько непоколебимым, что создавалось ощущение безопасности.
Что было наиболее трудным в работе над этим фильмом?
Для меня это была сцена, в которой Джин принуждает Чарльза ходить. Это звучит как пустяк, но это было очень унизительно и отчасти больно для него. Мы снимали эту сцену три дня, и это было сложно как физически, так и эмоционально.
Вы уже играли в экранизации комикса «Особо опасен». Помог ли вам как-то этот опыт в работе над «Людьми Икс»? Был ли он положительным?
Да, мне очень понравилось сниматься в этом фильме. Это были физически сложные съёмки — мне пришлось много работать над собой. И Тимур Бекмамбетов был просто фантастическим режиссёром — настолько бесстрашным и желающим делать абсолютно странные вещи. Даже моё прослушивание в этот фильм было странным. Он заставил меня притворяться, будто я в супермаркете хочу совершить самоубийство, воруя обезболивающие и объедаясь ими. Во время прослушивания мне пришлось засунуть в рот около сотни тик-таков, как раз в тот момент, когда приходит героиня Анджелины Джоли и пытается спасти мою жизнь. А я при этом не могу сказать ни слова. Это был крайне положительный опыт. Но я не думаю, что это как-то помогло воплотить супергероя в будущем, потому что каждый герой уникален.
Как развивался и менялся ваш персонаж с момента его первого появления на экране?
Чарльз всегда разный в каждом из фильмов. В самом первом мы возвращались к его истокам, показывая, откуда он пришёл. Было очень важно сделать его совершенно другим, иначе он не проделал бы тот путь, который привёл его к версии Патрика Стюарта. Во втором фильме он был трагическим и сломленным персонажем — кем-то, кто уже не верит в то, во что верил Чарльз раньше. А в третьем фильме он был кем-то вроде самоотверженного учителя, который берёт на себя ответственность за всё вокруг.
Что касается «Тёмного Феникса», то здесь он превращается в долбаного политика, который стремится изменить мир. Он немного ослаб, но, в отличие от старых фильмов, у него действительно есть влияние и власть — он верит во всю ту чепуху, которую, по его мнению, могут делать политики. Поэтому во всех четырёх фильмах он совершенно разный человек. И каждый раз это требует совершенно разной подготовки.
Если бы у вас была возможность сыграть любого мутанта помимо Чарльза, кто бы это был?
Эмма Фрост! Просто потому, что она обалденная. А ещё было бы очень круто побыть женщиной день или два.
Хотели бы вы обладать силой вашего героя в реальной жизни или вы думаете, что это довольно сложно?
Да, я бы очень хотел заседать в парламенте или правительстве и слушать всё, что говорят политики, читая при этом их мысли. Тогда я бы смог выкрикивать: «Он лжец! И этот тоже лжец! А вот этот говорит правду! Но вот тот лжёт!» Это было бы очень полезно.
После сделки Disney и Fox появилась возможность, что Люди Икс встретятся с другими супергероями Marvel. В комиксах они часто дерутся друг с другом. Как вы думаете, кто бы победил на экране?
Конечно, я отвечу, что Люди Икс. Потому что нас сотни и тысячи тысяч, а Мстителей всего лишь небольшая кучка, даже несмотря на то, что их сейчас стало довольно много. Тем не менее во вселенной «Людей Икс» миллионы мутантов разбросаны по всему свету, именно поэтому я думаю, что они бы победили. Просто из-за количества.
А вообще это интересно, как бы они реализовали это, объединив две вселенные? Ведь это буквально означает миллионы супергероев в одном мире. Миллионы выступили бы против одного Капитана Америки, миллионы бы сплотились, чтобы победить Тора. Это звучит безумно. Даже не знаю… Сейчас сложно об этом говорить, так как «Люди Икс» на какое-то время поставлены на паузу, но, я думаю, Marvel придумает что-то грандиозное.
«Мстители: Финал» представили нам концепцию путешествий во времени, но «Люди Икс» сделали это ещё в 2014 году. Какая из этих двух концепций, по вашему мнению, лучше реализована?
Я думаю, что в «Днях минувшего будущего» путешествия во времени были реализованы очень интересно. Это просто было по-другому — они были осознанными, если вы помните. И я думаю, что это было довольно круто — совместить два актёрских состава, старый и новый. Мне играть в одном фильме с Патриком Стюартом! Возможно, это было не так важно для зрителей, как это было важно для меня. Но я думаю, что и «Мстители» справились отлично, однако в плане путешествий во времени выигрывают всё-таки «Дни минувшего будущего».
Какую сцену вам больше всего понравилось снимать в «Тёмном Фениксе»?
Мне очень понравилась вечеринка после сцены с президентом. Никогда не откажусь покрасоваться. А ещё сцена с Ником Холтом, в которой он обвиняет меня в гибели сами знаете какого персонажа, и это первый раз, когда его герой по-настоящему злится на моего. Было очень круто смотреть на Ника, потому что он великолепный актёр. У нас было не так много совместных сцен, обычно мы просто перекидывались парой реплик, и впервые у нас появилась возможность проявить себя друг с другом в одной сцене.
В каких фильмах вам больше нравится играть: в небольших или таких масштабных, как «Люди Икс»?
Это не зависит от масштаба проекта, всё дело в качестве и в сценарии. Мне может быть легко сниматься в маленьком проекте из-за того, что у него великолепный сценарий, но если у большого проекта не такой выдающийся сценарий, это может оказаться сложно. Главный вызов для актёра — работа над фильмом с не самым хорошим сценарием. Когда сценарий хороший, это тоже работа над собой, но это не вызов.
Вы играли двух крутых и лысых супергероев, Кевина Крамба и Ксавье. Кого из них вам понравилось изображать больше?
Говоря о Кевине, нельзя сказать, что это один персонаж. В нём живёт слишком много личностей, которые становятся отдельными героями. Это был большой вызов, и я получил от этого много удовольствия.
Что делает Тёмного Феникса таким особенным персонажем?
Её сюжетная линия. Я думаю, нам всем было интересно увидеть другую сторону монеты, узнать, что за монстр может скрываться внутри нас. И Тёмный Феникс представляет собой этот самый архетип. Это то, что очень интересует всё человечество.
Чем вам запомнился последний съёмочный день?
Последний день Дженнифер Лоуренс на съёмочной площадке был очень эмоциональным, потому что мы с ней семья, и точка. Но не для всех финальный день съёмок был последним, потому что многие актёры закончили сниматься чуть раньше или позже. Всё это было довольно грустно и эмоционально.
Как вы думаете, почему зрителей так интересуют фильмы о супергероях?
Я думаю, людям нравится ходить в кино и видеть там что-то мощное и необычное. А супергерои дают им это. Но даже до того, как появилось кино, людей интересовали истории о разных богах — норвежских, греческих, римских и кельтских. Они все были своего рода супергероями. И их истории также очень интересные, ведь там столько приключений. Это всё очень эпично — истории Одина, Тора, грёбаного Ра. Я думаю, супергерои как раз продолжают развивать это.
«Тёмный Феникс» куда более мрачный фильм, чем предыдущие. Как вы думаете, мог бы Чарльз когда-нибудь стать злодеем и, например, контролировать государство?
Насколько я знаю, в комиксах есть злые версии Чарльза. Поэтому, да, определённо, я был бы рад увидеть такой поворот событий. Он обладает огромной силой, и я удивлён, что он ещё не сделал шаг в не том направлении.