Когда заходит речь о просмотре кино через Интернет, первое, что приходит на ум, – пиратство
– Леонид, чтобы читатели понимали, откуда что берется, расскажите о том, как образовалась компания Play и с чем сейчас ваш видеосервис приходит к пользователю.
– История компании довольно проста. Был такой оператор Yota, теперь уже можно действительно говорить «был» («Мегафон» в октябре 2013 года поглотил «Yota» – прим. редакции), который, запустив свои высокоскоростные беспроводные услуги для абонентов, подумал, что просто так отдавать полосу не очень интересно, интереснее продавать с какими-то сервисами. Внутри Yota было создано подразделение, получившее название Yota Lab, где такие сервисы стали создаваться. Там было довольно много проектов – «ТВ», «Видео», «Музыка»… Play был одним из последних, которые там появились. Остальные в настоящий момент уже отмерли – «Музыка» закрылась в прошлом году из-за невозможности ее монетизировать, а Play, наоборот, развился и процветает сейчас как самостоятельная компания. Если отталкиваться от дат, то в 2009 году был начат этот проект, в 2011 году он запустился в коммерческую эксплуатацию, в 2012 году Play выделили из Yota Lab, поняв, что проект уже живет самостоятельной жизнью. Операционно мы всегда были от Yota независимы, нас связывало какое-то совместное позиционирование, но работало это не очень хорошо, людям было непонятно, для чего им это нужно, все-таки это мобильная беспроводная связь, она в то время слабо была связана с развлечением.
Мы с самого начала поняли, что с Yota нам не по пути, так как мы сервис, который работает через любого провайдера. Людей привязка к Yota немножко путала, поэтому мы решили, что чем дальше мы себя от Yota отставим, тем лучше для нас. Так что мы стали понемногу отходить, год назад перестали бренд использовать и, собственно, пришли к сегодняшней ситуации – Yota влилась в другую компанию, а нам это было ни к чему, мы остались автономной единицей.
– Каковы на сегодняшний день размеры вашей библиотеки?
– Здесь нужно рассказать о том, что мы предоставляем два вида услуг. Первая – это традиционный Play, где можно фильмы взять в аренду или купить навсегда, чтобы смотреть на разных устройствах. В ней библиотека составляет порядка 5 тысяч единиц – это и фильмы, и сериалы, и мультфильмы, и документальные картины. Второй продукт – Play Family – мы запустили в этом году не так давно, он есть пока только на телевизорах Samsung. Это подписная услуга, в которой ты вносишь некую абонентскую плату за месяц, и тебе доступна определенная часть библиотеки, порядка 3-3,5 тысячи наименований. Она немного иначе организована – в отличие от традиционного каталога услуга Play Family организована в виде каналов. Пользователь только выбирает тематику, и ему сразу начинают что-то показывать, аналогично обычному телевидению, что-то что должно тебе понравиться, учитывая выбор определенной тематики – детское, кино на вечер, артхаус и так далее… При этом, конечно, есть возможность и посмотреть, что будет дальше, и выбрать что-то особенно интересное в рамках канала.
Это была попытка сделать продукт, которым люди пользовались бы каждый день. Система покупки фильмов показывает, что люди готовы смотреть 3-4 фильма в месяц, это не только у нас, это универсальная статистика. Для большинства людей все-таки посмотреть фильм – это большое дело, нужно настроиться, собраться, сесть, выбрать время, выбрать фильм. А Play Family приближено к телевещанию, эта услуга позволяет смотреть вполглаза между делом, как обычно смотрят телевизор. И мы видим, что люди именно так ей и пользуются, по статистике, за четыре месяца с момента запуска услуги видно, что она действительно заменила людям ТВ. Те, кто ее распробовали, пользуются Play Family почти каждый день, до 20 просмотров в месяц. При этом услуги друг друга дополняют. Специфика Play Family в том, что там нет свежих фильмов, как правило, подписные права открываются через несколько лет после выхода картин, одновременно с тем, как кино попадает на телеканалы. Поэтому подписка не решает проблемы просмотра новинок, для этого есть традиционный Play – новинки активно рекламируются, например, сейчас у нас вышел «Росомаха: Бессмертный», можно при желании приобрести, посмотреть свежий фильм и затем продолжить использовать каналы Play Family. Люди покупают и то и другое – и в этом изначально наша идея была.
– Какое количество пользователей являются подписчиками на ваши услуги?
– Поскольку основной услугой пока является покупка, то мы считаем платящих абонентов, и если говорить про общее количество абонентов, которые хоть раз платили, то мы уже превысили отметку в 200 тысяч. Это не очень много, но для платного сервиса в «пиратской» России, мы считаем, это большой успех. Главное, что эта цифра очень быстро растет, мы вовсе не достигли какого-то потолка, наоборот, сейчас Play находится на траектории взрывного роста.
– Одним из самых интересных предложений вашего сервиса стал выпуск новых фильмов практически в день начала проката в кинотеатрах. Расскажите об этом опыте.
– Правильнее назвать это запуском параллельно с кинотеатральным прокатом. Одновременно был только один фильм – «Географ глобус пропил», а вообще каждый месяц у нас 3-4 фильма выходят в так называемом сверхраннем окне, то есть тогда, когда прокат в кинотеатрах еще не завершился, зазор от кинотеатральной премьеры составляет от 7 дней до 4 недель. «Горько!» из последнего попал в четырехнедельное окно, фильм еще идет в кинотеатрах, уже появился у нас и имеет бешеный успех.
– Как проходят переговоры с прокатчиками, каковы первые результаты такого сотрудничества?
– Мы общаемся с дистрибьюторскими компаниями, владельцами прав на цифровые копии. Первый наш опыт был с ЦПШ с «Легендой № 17», которую мы в мае запустили через 2,5 недели после премьеры. Это был такой первый блин, и он оказался не комом. Очень удачный опыт для нас – и неожиданно для них. Когда мы подсчитали, то оказалось, что для прокатчика это была дополнительная выручка, равная выручке от трех московских мультиплексов. Опыт оказался интересным и выгодным и для нас, и для них.
В этом вопросе для дистрибьюторов важно, чтобы мы не создавали конкуренции кинотеатрам, даже не давали повода говорить о конкуренции. Это значит, что мы не должны завешивать Москву рекламой «Не ходите в кино, смотрите дома». Мы так и не делаем, все анонсы идут у нас внутри сервиса. Второй важный вопрос – высокая цена. Мы не демпингуем, экономически не мотивируем менять кинотеатры на домашний просмотр. Того же «Географа» мы продавали в HD-качестве за 700 рублей, а в стандартном качестве – за 500. Правда, навсегда. Это сравнимо с двумя билетами в московский кинотеатр. Выбор вполне честный. Было некоторое возмущение среди пользователей такой высокой ценой, но мы устанавливали ее на пару уик-эндов. Затем мы смотрим за динамикой и цену понемногу снижаем.
Такой показ фильмов в раннем окне – это не гонка с кинотеатрами. Россия – огромная страна, в нашем сервисе лишь 50% выручки идет из Москвы и Санкт-Петербурга, остальное – из регионов. Далеко не в каждом населенном пункте есть кинотеатры, да и не все фильмы выходят таким количеством копий, чтобы накрыть всю страну. А наши требования к интернет-сети не такие уж заоблачные – 1,5 Мбит/с для стандартного качества и 3 Мбит/с для HD. Это могут позволить себе многие регионы. Мы же постоянно опрашиваем своих пользователей, получаем обратную связь и часто слышим, какие мы молодцы, потому что у людей нет кинотеатров в городе или нет возможности сходить в кинотеатр, но они могут смотреть кино не через полгода, когда выйдет диск, а дома, по телевизору, одновременно с друзьями. И это очень важно – люди, оторванные от кинотеатров или до которых фильм не дошел, были в том же информационном культурном поле. Нам это кажется важной миссией.
Ну и еще одна важная вещь – это пиратство. Нам прокатчики дают кино, естественно, рассчитывая на то, что у нас его не смогут «спиратить». Что мы для обеспечения этой цели делаем? Мы исследовали все формы, в которых сервис наш существует. И поняли, что самые защищенные платформы – это Smart TV и iOS. Соответственно, Android – это плохо, а Web – совсем плохо, снять с них сигнал не составляет труда. Поэтому мы сделали так, что фильмы в раннем окне идут у нас только на Smart TV и iOS, обеспечивая защиту от пиратства. Можно, конечно, камерой снять с экрана, но это будет не то качество.
– Как же тогда случилось, что довольно хорошего качества копия «Географ глобус пропил» утекла в Сеть в день запуска продаж?
– Компаний, умеющих продавать кино на телевизоры в хорошем качестве, не так много. «Географа» можно было приобрести у нас и у еще одного продавца схожих услуг. Мы продавали только на Smart TV и iOS, а они продавали на Web-платформе. Технологически продавать кино на Smart TV непросто, они на момент выхода фильма этого не умели, поэтому выложили на Web. Не берусь утверждать, оттуда или нет утекла копия, но на торрентах, если заглянуть, подписано Web-rip. Это ведь не первый случай, и мы уже давно знаем свои возможности, оцениваем риски, обсуждаем их с прокатчиками. Наше преимущество – работа со Smart TV. Пока снять оттуда картинку обычным пользователям недоступно.
– Каким образом происходит отбор фильмов для ранних окон? Сами выбираете или дистрибьюторы что-то предлагают?
– Когда мы первый опыт ставили с «Легендой № 17», мы пришли в ЦПШ. Они там ребята продвинутые, сказали нам сразу: обеспечьте сохранность и не отбивайте фильм у кинотеатров, и давайте посмотрим. Эффект превзошел ожидания, и после этого мы запустили уже не один десяток фильмов в таком формате. Теперь есть и взаимный интерес между нами и дистрибьюторами, они теперь понимают, что для них это дополнительные деньги, может быть, не такие большие, но в любом случае – то, что в онлайн можно зарабатывать, еще год назад никому в голову не могло прийти.
Увы, пока в эти окна нельзя встать с мейджорским кино. Для зарубежных мейджоров эта тема пока очень далекая, для них ранним окном считается 6 недель со дня премьеры, мы так «Форсаж 6» выпускали. Очень удачный релиз был и для нас, и для Universal, но в Америке до сих пор силен рынок DVD, и это не позволяет нам получить фильмы раньше, чем они выйдут на цифровых носителях за океаном.
– Заокеанские гиганты на рынке видеоуслуг Netflix и Amazon некоторое время назад намеревались начать освоение российского рынка. Готовы ли вы к их приходу?
– Netflix – это довольно специфический продукт, это подписка, которая для России совсем не очевидна. Мы пока только пробуем свою услугу Play Family и не чувствуем пока, что этот вид услуг будет активно востребован в ближайшие годы. Netflix, на мой взгляд, пока не очень представляет российские реалии. Год назад нам тоже все говорили: смотрите, придут Google и iTunes. Вот они пришли, и чего? По нашим оценкам, мы продаем больше, чем iTunes. Amazon, который играет на этом же поле, может стать интересным нашему пользователю. Ну, появится, посмотрим. Пока российский рынок столь мал, что даже о реальной конкуренции между существующими сейчас компаниями рано говорить.
– От российских конкурентов тоже давления не ощущаете?
– Совершенно не ощущаем. Дело ведь в том, что такого рода продукта, как у нас, ни у кого и близко нет. Мало кто умеет предоставлять HD, все говорят, но немногие умеют работать со Smart TV, у нас есть 3D на Smart TV – с одним из самых больших каталогов в мире! В Европе мы просто даже не знаем провайдеров таких услуг, а у нас интерес к 3D огромный! Если есть свежий 3D-фильм в каталоге, то это просто бешеная популярность. 150 фильмов в каталоге, мы собрали почти все, что есть в мире, постоянно расширяем. Остальным до этого далеко.
– Мы обсудили фильмы, а как обстоят дела в Play с сериалами?
– Сериалы – это очень перспективное направление. Сейчас у нас есть в каталоге несколько десятков хороших сериалов. Мы, к сожалению, не имеем многого из того, что имеет канал Amedia, например, с HBO у них эксклюзивный контракт. Но их активная работа, на наш взгляд, идет на пользу всему легальному рынку. Поэтому мы не рассматриваем Amedia как конкурентов, скорее они коллеги по цеху, которые приучают людей к тому, что хороший контент, свежий контент, качественный контент можно смотреть легально. Из того, что есть у нас… У нас есть «Форс-мажоры», есть «Во все тяжкие», другие хитовые сериалы. И люди смотрят, есть определенная база, смотрящая изо дня в день, из месяца в месяц, фактически как телевизор. Конечно, будем стараться расширять каталог, собирать свежие сериалы. У нас был опыт, когда мы выпускали «Ходячих мертвецов» на следующий день после выхода в Америке с качественным переводом. «Сообщество» мы показывали с переводом студии «Кубик в кубе», к которой мы специально обратились за озвучкой «день в день». Сериалы – это, конечно, большая важная тема.
– Мы немного затронули вопрос ценообразования, но не оговорили порядок цен на те фильмы, которые составляют костяк вашего каталога. Какова средняя стоимость такой покупки?
– На стоимость влияет множество факторов: спрос, срок выхода, сколько времени прошло с премьеры в кинотеатре, есть ли 3D… Новый 3D-фильм в стандартном окне, примерно 12 недель после выхода в кинотеатре, может стоить 400 рублей. Но это 3D, и 3D навсегда. Для сравнения: такой Blu-Ray-диск будет стоить не меньше 1000 рублей. Мне кажется, у нас хорошая цена. И эта копия всегда доступна, она не испортится, ее можно смотреть с любых устройств. Через год цена может стать еще ниже – 200-250 рублей.
– Тогда в заключение, может быть, расскажете о перспективах? К чему стремитесь, какие планы строите, как собираетесь расширяться?
– Мы ориентируемся на аудиторию от 25 лет и выше. Наши пользователи – те, кто может себе позволить Smart TV, это активные, успешные люди или целые семьи. Нам важно поддерживать любовь этих пользователей к большому экрану, чему-то, в нашем понимании, очень домашнему, семейному. Поэтому мы не стремимся расширяться за счет контента 18+. Мы активно ведем переговоры по расширению каталога, причем с небольшими независимыми компаниями, мейджоры у нас и так есть.
Что мы хотим делать дальше? Хотим продолжить опыт приближения к кинотеатральной теме. Хотим убедить мейджоров уменьшить премьерное окно, показывать фильмы ближе к кинопремьерам за счет выполнения требований по защите контента сверх того, что мы делаем сейчас. Над качеством работаем, в декабре запускаем контент с качеством Full HD. Будем работать над возможностью выбирать звуковые дорожки и субтитры. Для начала это будет небольшой каталог в качестве эксперимента, а потом мы будем это дело расширять. Анонсы и реклама нововведений появятся уже в декабре.
Будем повышать удобство использования на разных платформах, отдельные функции добавятся для пользователей iPad. Многие используют наш сервис на нескольких устройствах, мы улучшаем привязку нескольких устройств к одному профилю.
– Насколько перспективен этот рынок, на ваш взгляд?
– Мы сейчас проходим ту точку, когда считалось, что в Интернете все бесплатно. Мы уже начали на этом зарабатывать, доказали себе и другим, что можно зарабатывать на легальном видео. Нас поддержали наши пользователи, понимающие, что легальное использование – это понятная и приятная вещь. Сейчас часто обсуждается вопрос «Готовы ли россияне платить за контент в Интернете?». Но вопрос-то не так стоит. Ты не за контент платишь, а за удовольствие. Одно дело смотреть что-то в онлайн-кинотеатре на ноутбуке, когда рядом торренты, пиратские копии. Тут еще подумаешь, стоит ли это оплачивать. Совсем другое – просмотр крутого фильма в 3D на своем большом телевизоре с хорошим звуком. За это люди готовы платить деньги.
Мы оптимистично смотрим на вещи. Мы стараемся, и зритель нам благодарен.