Не «Перед полуночью», конечно, но трехактное полотно Седрика Клапиша тоже может посягнуть на эпическое всестороннее изучение поколения, которое началось объединением Европы и доросло до полной победы глобализма
Достигнув сорока, перебивающийся редкими писательскими заработками Ксавье внезапно остался «у разбитого корыта». Супруга подала на развод и уехала вместе с детьми в Нью-Йорк, новая книга «буксует», проблемы копятся, а выхода из ситуации не предвидится. Решив, что жизнь можно начать с нуля, Ксавье отправляется за океан в «Большое яблоко», чтобы попробовать построить свою жизнь заново. Но от старых привычек не избавишься – мужчина снова попадает в водоворот красоток и становится жертвой собственной импульсивности.
В отличие от своих голливудских коллег, французский режиссер Седрик Клапиш не дает своим фильмам номера в названии, и это может запутать зрителя. Действительно, чтобы догадаться, что «Китайская головоломка» – это продолжение «Красоток», а те, в свою очередь, являются сиквелом «Испанки», нужно быть или самим Клапишем, или его преданным фанатом. Однако фокус в том, что все три фильма можно смотреть разрозненно, не опасаясь того, что сюжет потеряется, а герои совершат необоснованные трюки, – искусство, практически утраченное в наш век франшиз. Поэтому оставим зрителю возможность выбрать самому, стоит ли освежить память двумя предыдущими картинами из жизни Ксавье или же взглянуть на третью часть его истории незамутненным взглядом.
Главным стимулом для продолжения работы над историей своих героев, по словам самого Клапиша, послужили изменения, произошедшие в мире за те 13 лет, что прошли со времени работы над первой картиной. Мир стал более открытым, стерлись границы (как бы саркастично ни звучало это в свете последних политических новостей), люди стали более легкими на подъем, более мобильными, но в то же время и менее отягощенными своими личными привязанностями. Именно этому посвящена «Китайская головоломка». Все мы отлично понимаем, что при ненормированном рабочем дне и приплюсованными к нему часами дороги из дома и домой с любимыми и родными мы проводим слишком мало времени – по-настоящему близкими нам становятся коллеги или даже ненавистные партнеры по бизнесу, с которыми свою жизнь не свяжешь. Соединенные мобильниками, SMSками, электронной почтой и соцсетями люди лишаются нормального общения, а ритм жизни заставляет ускоряться в принятии решений: знакомство, свидание, секс – и пора делать вывод, вместе вы или врозь. Раздумывать некогда. О каком уж счастье тут можно говорить.
Однако Клапиш своим героям шанс дает, пусть и не самый простой и очевидный. Герои трилогии разбегаются и сходятся вновь в самых неожиданных сочетаниях, словно небесные тела, которые просто обязаны в какой-то определенный день и час выстроиться в параде планет. В какой-то момент Ксавье оказывается в тесном замкнутом пространстве, где его «окружили», тесно сжимая кольцо, бывшая жена, нынешняя жена, бывшая университетская подружка, мать его ребенка, хозяйка квартиры, в которой он живет, соседка, – впору сойти с ума. И в этом главная мысль Клапиша: какой бы бурной ни была жизнь, каких бы задач она ни ставила, как бы сложно ни было выбирать, от этой ответственности никуда не спрятаться, укати ты хоть в Нью-Йорк. И пусть решения герои принимают не всегда самые верные (три истории Ксавье – тому подтверждение), это жизнь, каждая ее минута пишется набело и останется такой, какой мы ее выстроили.
Конечно, большая победа режиссера и сценариста Седрика Клапиша заключается в том, что он смог удержать в орбите интересов своей трилогии всех главных звезд первых двух фильмов – без постоянного участия Ромена Дюриса, Одри Тоту, Сесиль Де Франс и Келли Райли головоломка не сложилась бы. Как и без участия городов в действиях героев – Ксавье, Мартина, Изабель и Венди исколесили Париж, Барселону, Лондон и Нью-Йорк, и каждое место придавало новое ощущение их отношениям. Так показывать улицы, дома и случайных прохожих умеют очень немногие, еще меньшее число режиссеров умеют делать это в нескольких городах, а не только в любимом.
На вопросы о четвертом фильме режиссер пока отвечает уклончиво: актеры вроде бы готовы и дальше исполнять свои роли, но Клапиш хотел бы ограничиться трилогией. Впрочем, кто знает – если в течение следующих десяти лет жизнь снова совершит какой-то качественный переворот, то почему бы не взглянуть на Ксавье и Ко в новых обстоятельствах? Кто сказал, что в сорок человек делает свой последний выбор? В сорок жизнь только начинается!