Душевной мелодраме о душевнобольных не хватило именно душевности. «Тронутые» – сухое, скучное, а во многом и оскорбительное кино о непонятой взрослыми молодежи
Душевной мелодраме о душевнобольных не хватило именно душевности. «Тронутые» – сухое, скучное, а во многом и оскорбительное кино о непонятой взрослыми молодежи.
После смерти супруги отец Винсента совершенно перестал справляться с сыном – синдром Туретта делает Винса невозможным собеседником, соседом, да и просто случайным встречным. Сыплющего ругательствами юношу помещают в лечебницу, где его соседями становятся анорексичка Мари и помешанный на чистоте Алекс. Троица с трудом находит общий язык, но их отношение друг к другу меняется, когда ребята угоняют машину своего доктора и отправляются в путешествие. Винсент задумал исполнить свою мечту, побывать на берегу океана, а попутчики всеми доступными средствами пытаются помочь новому другу.
Сообщениями о том, что путь фильма от первой команды «Мотор!» до встречи со зрителем занял три года, сегодня никого особо не удивишь. Но это справедливо только в случае с грандиозными блокбастерами, частями огромных многомиллионных франшиз. Если же речь идет о скромном независимом проекте, то такие сроки только настораживают – что же такое получилось у авторов, что картину пришлось «отстаивать» в запасниках несколько месяцев. Чаще всего это вполне ощутимый сигнал: кино не получилось – и «Тронутые» неписаное правило подтверждают.
Действительно, съемки картины стартовали еще летом 2013 года и не требовали от авторов каких-то сумасшедших локаций. Кино было готово уже в 2014-м, но лишь во второй половине прошлого года о нем было заявлено на нескольких киносмотрах, а прокат лента получила только теперь. На что же было потрачено столько времени? Ответа у нас нет, но «Тронутые» говорят сами за себя – это очень непритязательное, скучное и блеклое кино, топчущееся на месте, эпатирующее, но не трогающее, заставляющее откровенно скучать.
Изначальная задумка, впрочем, была хороша. Кто-то из продюсеров приобрел права на ремейк немецкой комедии 2010 года «Винсент хочет к морю», привлек к постановке дебютирующую на посту режиссера Грен Уэллс, подписал контракт с заметными актерами на три главные роли, а затем… Затем дело, видимо, было пущено на самотек. Увы, «Тронутые» не трогают, умения задеть струны души не нашлось ни у режиссера, которая одновременно выступила и сценаристом, ни у актеров, в глазах которых не видно и толики старания.
Сюжет картины завязан на нечаянной дружбе трех молодых людей, имеющих проблемы с рассудком, но при этом не желающих подчиняться системе. Винсент, Мари и Алекс бегут из лечебницы, куда их поместили родные, и стремятся к океану, как символу свободы и точке отсчета, на которой зациклен Винсент. Совершенно очевидно, что за психушкой, побегом и океаном скрывается подростковая неустроенность, нежелание идти на компромиссы, стремление найти себя и обрести свое место в огромном мире. Вот только беда в том, что ни Роберт Шиен, ни Зоуи Кравиц, ни Дев Патель подростками же давно не являются, а это существенно меняет восприятие картины. С вышеуказанными актерами «Тронутые» из милой романтической роад-комедии превращаются в нелепое представление о настоящих психах, причем крайне несимпатичных и даже отталкивающих.
Надо отметить, что создатели картины приложили массу усилий, чтобы сделать своих героев откровенно неприятными. Непрерывно ругающийся Винсент в дополнение к речи страдает еще и неспособностью держать себя в руках физически – смотреть на него просто больно. Персонаж Дева Пателя не просто помешан на микробах, но еще и откровенно глуп, а Мари Зоуи Кравиц настолько неопрятна и непривлекательна, что от нее хочется отвести взгляд даже в сценах с обнаженкой. Не уверены, что создатели фильма ставили своей целью посмеяться над душевнобольными, но в итоге получилось именно так – авторы неуклюже шутят и даже глумятся над тем, над чем в приличном обществе смеяться не принято.
Следом за неуклюжестью ведущих персонажей снежным комом катит и глупость всего остального. В картонный персонаж превращается отец Винсента, как бы Роберт Патрик ни пытался его оживить. Психически здоровой трудно назвать и доктора подростков, которая внезапно бросает клинику и отправляется в многодневную погоню за беглецами, словно это единственные ее три пациента. Что уж говорить про встреченных троицей случайных собеседников – все они безлики и словно штампованы одним заводом пластмассовых конструкций.
Современное кино знает немало примеров хорошего и отличного подросткового и юношеского кино. «Бумажные города» или «Хорошо быть тихоней» расскажут о молодом поколении много больше, чем учебники или пособия, а уж о драмах вроде «Что-то не так с Кевином» и говорить нечего. «Тронутые», увы, не из их числа. Фильм Уэллс старается быть молодежным, но на деле это неудачная попытка выдать перезрелость за юность, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С 24 марта в кино.