Двадцатилетняя Эллен испытывает тяжелые проблемы, ее мрачные картины, размещенные в Интернете, привели к самоубийству подростка в другом конце страны. Чувствуя свою ответственность за трагедию, девушка замыкается в себе и перестает есть
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Двадцатилетняя Эллен испытывает тяжелые проблемы, ее мрачные картины, размещенные в Интернете, привели к самоубийству подростка в другом конце страны. Чувствуя свою ответственность за трагедию, девушка замыкается в себе и перестает есть. Родители пытаются вернуть в Эллен жизнь через клиники, но надолго в них дочь не задерживается, пока не становится частью необычной программы доктора Бэкхема. В загородном доме, где оказывается девушка, ее окружают еще несколько таких же несчастных, как она, душ, а самой Эллен предстоит понять, что привело ее к смертельно опасной худобе и способна ли она справиться с недугом.
Фильмы о тяжело больных людях – это, конечно, практически всегда жестокая манипуляция. Стоит любому персонажу подрисовать тени под глазами, добавить немытости и всклокоченности волосам, заставить болезненно сгорбиться, и на остальное можно махнуть рукой – зрители и без того будут сопереживать убогому. Но это, разумеется, «низкий сорт, нечистая работа», хороший сценарист за подобный трюк сломает себе пальцы, а режиссер не возьмется подобное снимать. Болезнь может быть фоном, может быть, наоборот, увеличительным стеклом для чувств и эмоций, а больница – всего лишь декорацией для отношений героев, тогда кино имеет шансы обрести черты драматического произведения, а не просто сценки, разыгранной в палате, с белыми халатами на плечах.
Все дело в персонажах, которые должны быть интересны вне зависимости от того, стены какого цвета у них за спиной. Герои скромной по нынешним временам драмы «До костей» объемны, противоречивы, даже загадочны, и именно это заурядный, казалось бы, фильм делает нетривиальной лентой. Не то чтобы картина более известной в качестве продюсера Марти Ноксон демонстрирует какие-то необыкновенные открытия, а сюжет фильма по большому счету очевиден, но у «До костей» есть душа, есть, как ни цинично это звучит в адрес произведения об анорексии, мясо на костях сюжета, а потому кино смотрится на одном дыхании.
Да, такое мы уже видели. Персонажи доброй полусотни достаточно известных фильмов точно так же попадали в клиники на грани жизни и смерти, так же они гасли или отказывались от борьбы, так же сталкивались с чужими проблемами и на их фоне обретали стимул жить – тут действительно все просто. А «сложно» то, как показана привычная схема: автор фильма умело скрывает диагнозы и прячет подлинную подоплеку психологических проблем, она точно демонстрирует сильные и слабые стороны героев, а затем сталкивает их, высекая искры, слезы и томные вздохи.
Порой «До костей» кажется излишне прямолинейным. Прием с танцем под дождем, потеря ребенка, побег из клиники и откровения доктора – это все-таки как-то несколько в лоб. Но такие очевидные вещи чередуются с недоговоренностями и полунамеками – с постоянно поминаемым, но не показывающимся в кадре отцом, с сутью метода Бэкхема, с неоднозначным финалом, допускающим трактовки. Кино обладает искренностью и мужеством, теми качествами, которых добивается от своих пациентов доктор, а от зрителей – сценарист и режиссер.
Мужество вам понадобится, об этом авторы предупреждают открывающим титром – придется выслушать множество ругательств, посмотреть на отощавшие тела, оценить страшные перспективы переходящей все границы худобы. Комедия неудобных тем сторонится – ну разве что кто-то посчитает смешной шутку про «толстую Эмму Стоун», улыбнется витиеватой речи Люка или посмеется над тем, как сбежавшие подростки выпрашивают пиво, ссылаясь на то, что больны раком и вот-вот отдадут богу душу. Зато драма здесь первостепенна и многообразна – тут и семья неблагополучная, и дар оказывается проклятием, и собственная жизнь не кажется ценностью. Герои находятся в тяжелом поиске, чтобы выжить, исцелиться, найти путь к счастью, им прежде всего нужно простить себя, дать себе шанс, понять, что они дороги кому-то еще.
При всей сложности темы сюжет блестяще разыгран. Лили Коллинз преобразилась невероятно, по сравнению с «Белоснежкой» от нее остались только брови да губы. Несколько непривычно в роли умудренного опытом наставника видеть Киану Ривза, но он в привычном уже костюме достаточно убедителен и без пары пистолетов в руках. Кэрри Престон, Лесли Бибб и Кэтрин Прескотт на втором плане приятно оттеняют бодрую игру молодежи, а энергичный Алекс Шарп разбавляет чрезмерно женский коллектив. Ансамбль действительно прочувствовал настроение ленты, а потому сыграл тонко и изящно, не перегибая, но давая волю чувствам.
«До костей» не добрался до широкого проката, но это и не то кино, что развлечет вас в перерыве между покупками в торговом центре. Эта лента требовательна к настроению и даже к соответствующей жизненной ситуации, она, как лекарство, поможет только при болезни, иначе вы просто впустую потратите пилюлю. Зато в нужный момент история Эллен может стать спасательным кругом, глотком воды или кусочком бисквита, той крошкой, что вернет желание жить.