Том Холланд и Дейзи Ридли в многострадальном фэнтези о мире с мыслями вслух.
Многим фильмам пришлось непросто в ушедшем году: с одной стороны, постоянные переносы, вроде бы резервируют возможность отбить хотя бы часть вложенных денег для студий, с другой — масштабные проекты рискуют «прокиснуть» из-за отложенной реакции зрителей, которые перегорели, или банально теряют актуальность. Среди прочих равных «Поступь хаоса» — картина, еще более побитая судьбой: экранизация одноименной фантастической трилогии Патрика Несса с 2011 года бродила по рукам. Прежде чем Даг Лайман («Идентификация Борна», «Грань будущего») сел в режиссерское кресло, к сценарию приглядывался Чарли Кауфман, а к постановке — Роберт Земекис, правда, конечное утверждение создателей не стало финальной вехой в злоключениях «Поступи хаоса»: после неудачных тестовых показов последовали досъемки, новый монтаж и, естественно, увеличение бюджета.
В (не)далеком будущем на колонизированной планете Новый свет у всех жителей отличительной особенностью стала привычка думать вслух — своего рода буквальное воплощение аффирмации «мысли материальны»: суждения, идеи, фантазии обретают мнимую плоть, да так, что вымысел порой сложно отличить от реального объекта, или же сливаются в полифонию общего шума, который, само собой, надо контролировать, чтобы держать в секрете, что у тебя на уме. С этим-то и проблемы у Тодда Хьюитта (обаятельный Том Холланд): ему едва ли удается следить за полетом своих мыслей, а когда в округе появляется девушка Виола (отстраненная Дейзи Ридли), то все попытки быть хоть чуточку скрытным и вовсе терпят фиаско. Чужестранка прибыла вместе с колонистами с Земли очень кстати, в Прентисстауне ни одной женщины нет: вроде как их перебили коренные жители планеты спэки, но с девчонками в целом в этом мире все не так просто — по какой- то причине их мысли, в отличие от мужских, не покидают головы.
Одним абзацем синопсиса довольно сложно ввести в курс дела и механику вселенной случайного зрителя, даже почти двухчасовой фильм с этим не до конца справляется. По большому счету такие экранизации-блокбастеры фэнтези-антиутопий, заполонившие кинотеатры в прошлом десятилетии, — это прыжок веры. Как бы абсурдно ни были выведены исходные настройки альтернативного мира, зрителю в них предлагается безапелляционно и бескомпромиссно поверить: подростки бегают по лабиринту? Раз в год отправляются на гладиаторские бои? Поделены на фракции простофиль и дерзких спортсменов? Как только в голове происходит примирение с подобными конфигурациями, многие вопросы отпадают сами собой, но в «Поступи хаоса» столь необходимого допущения так и не происходит. Мысли, проговоренные вслух, то самое шествие хаоса по планете, которое ладно существует на бумаге, на экране становится похоже на двигатель, который барахлит и никак не заводится. Шум то ли отвлекает от сюжета, то ли надоедает, то ли упрощает логику мыслительного процесса до максимума и требует убрать всех инопланетян и космолёты, чтобы оставить одних мальчика и девочку, которые ходят, бродят и хихикают, когда он в очередной раз думает о том, что она красивая (пубертат великий и ужасный в действии). Стоит признаться, что смотреть на Тома Холланда, который краснеет, путается и теряется рядом с Дейзи, временами довольно забавно, да и без пресловутой химии между актерами тоже не обошлось. Но сама по себе Виола вызывает скорее недоумение: внешне она похожа на дочку (внучку?) Лилу из «Пятого элемента» (оранжевые штаны с подтяжками, короткая стрижка и отказ от речи на первых порах), а на уровне сюжета остается персонажем довольно однобоким и исключительно функциональным (впрочем, как и сам Тодд).
Строго говоря, лейтмотивом их шествия по Новому свету становятся гендерные стереотипы, которые имплантированы в голову с рождения и за счет специфики общения еще и постоянно витают в воздухе. В чести у мэра Прентисса (Мадс Миккельсен) ультрамаскулинность (без сомнений, токсичная), насилие и доминирование: несчастный Тодд не позволяет себе ни погрустить, ни поплакать, ни влюбиться — вроде бы вполне актуальная попытка погладить патриархат против шерсти и разобраться, что же такое мужественность в условиях постапокалипсиса, которая была вполне себе новаторской для подростковой утопии, опубликованной в 2008 году. Но озвученная идея так и остается неприкаянной и зависает в воздухе, как и прочие элементы картины, — до феминности авторы так и не добираются (женских мыслей не слышно), а Виола особенно не пытается проникнуться эмоциональным состоянием своего спутника и отозваться на его бронированную чувствительность.
На фоне «Поступи хаоса» выигрывает прошлогодний проект, куда менее амбициозный (с бюджетом раза в четыре меньше), но отчетливо осознающий свои сильные стороны, — «Любовь и монстры» (картина даже удостоилась одной номинации на «Оскар» за визуальные эффекты). Фильм Майкла Мэтьюза также рассказывает о мальчике с собакой (за героем Холланда по пятам следует лохматый питомец), который изо всех сил старается спасти девочку в условиях постапокалиптического бытия, где Земля кишит разного рода монстрами. Кино чистокровно жанровое, без драматических интонаций эпоса (видимо, поэтому абсолютно искреннее), успешно расшатывает планку мужественности, критикуя гендерные условности, но при этом не забывает об обаянии истории взросления. Это как раз именно то, чего на самом деле так не хватает «Поступи хаоса»: душевной интонации coming-of-age, которая способна вылечить все огрехи выдуманных миров.