Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Рецензии

Из последнего вагона вдруг посыпались тела: рецензия на боевик «Схватка»

Медленно разгоняющийся поезд ультранасилия.

Добавить в закладки

Трейлер

В кинотеатрах можно увидеть индийский экшен Никхила Надеш Бхата «Схватка», где бравый спецназовец садится на поезд, чтобы сделать предложение любимой женщине, но оказывается в центре дерзкого ограбления. Критики и зрители уже успели окрестить «Схватку» самым кровавым индийским фильмом и провести параллели с культовым боевиком Гарета Эванса «Рейд». Разбираемся, как далеко смог зайти Бхата в желании раскрасить индийское кино красным. 

Кадр из фильма «Схватка»

Кадр из фильма «Схватка»

Военный со стажем Амрит (Лакшья), вернувшись с очередного задания, узнает, что его возлюбленная Тулика (Таня Маниктала) по принуждению отца, влиятельного бизнесмена, согласилась на помолвку с другим. На следующей день семья Тулики в плацкарте (копейка, очевидно, рупию бережет) отправляется на свадьбу, что должна состояться в Нью-Дели. Амрит, прихватив сослуживца (Абхишек Чаухан), садится на тот же поезд и в романтической обстановке одного из туалетов делает девушке предложение. Влюбленным остается доехать до пункта назначения, как-то успокоить родственников-традиционалистов и жить долго и счастливо. Но на беду пары поезд в качестве цели ограбления выбрали бандиты, вооруженные холодным оружием, а самый отмороженный из негодяев, Фани (Рагхав Джуял), еще и положил глаз на прекрасную Тулику. Наивные гангстеры не продумали только одно: что делать, если в замкнутом пространстве они оказались с парой спецназовцев, способных голыми руками при правильной мотивации покарать несколько десятков головорезов. 

Кадр из фильма «Схватка»

Кадр из фильма «Схватка»

Стоит начать с дисклеймера, обязательного для всех индийских фильмов: все аналогии бессмысленны, этому кино плевать на ожидания зрителя, а любые возражения утонут в абсолюте национального колорита. «Схватка» стартует как типичная лента о спасении прекрасной принцессы чернооким рыцарем в сияющей толстовке. Бандиты ведут себя развязно, и настоящие мужчины, усмиряя их с помощью кулаков и армейских приемов, случайно наносят несовместимые с жизнью раны одному из налетчиков. С этого момента сюжетный локомотив начинает стремительно набирать обороты, а к середине фильма совершенно внезапно и на полном ходу перескакивает на другой путь — «Схватка» превращается в сплэттер о гневе. 

Кадр из фильма «Схватка»

Кадр из фильма «Схватка»

Никхил Надеш Бхат отнюдь не Гарет Эванс, а оператор «Схватки» Рафи Махмуд — не Мэтт Флэннери. Поэтому экшен в фильме строится не на оригинальной работе камеры или небывалой постановке боев в замкнутом пространстве, а на смаковании акта насилия как такового. Детище Бхата гораздо ближе по настроению к представителям нового французского экстрима, чем к азиатским боевикам последних лет. Амрит из улыбчивого романтика трансформируется сначала в выполняющего долг вояку, а затем, под гнетом обстоятельств, в движимого лишь яростью зверя, лишенного сострадания. Диссонируют с кровавым образам бандиты, которые сплошь приходятся друг другу либо родственниками, либо близкими друзьями и трогательно оплакивают каждого павшего в неравном бою с беспощадным убийцей собрата. 

 

«Схватка», при всей приверженности сугубо зрительскому жанру, практически лишена юмора, но все же умудряется вызвать улыбку непробиваемой серьезностью и нетривиальным саундтреком. Выбор музыки и моментов, в которые она разрезает визуальный ряд, — главная загадка фильма Бхата. Бандиты передвигаются по осажденным вагонам под зловещие струнные, отсылающие к вестернам, Амрита сопровождают либо героические гитарные запилы, либо грустные, но полные эпика напевы, а композиция, олицетворяющая погружение героя в кровавое безумие, включает в себя звуки перезарядки оружия и натуральный рев мотоцикла. Фильму подобный саундтрек скорее мешает, тем более что в совершенно неожиданные моменты Бхат резко обрывает музыку и оставляет зрителей наедине с шумом поезда, глухими ударами и криками раненых, что совершенно иначе влияет на восприятие.

А еще «Схватку» можно упрекнуть за актерскую игру, отсылающую к лучшим школьным театральным постановкам, или за мучительно растягивающие хронометраж драматические отступления, снятые в рапиде, или за пунктирный сюжет, укладывающийся в одно предложение. Но подобные претензии будут безосновательны. Такова условность индийского кино, существующего в собственной реальности, где появление фильмов вроде боевика Никхила Бхата — само по себе событие прекрасное, и смотреть «Схватку» нужно не глазами, а сердцем.

Текст: Владимир Ростовский
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?