Медленно разгоняющийся поезд ультранасилия.
В кинотеатрах можно увидеть индийский экшен Никхила Надеш Бхата «Схватка», где бравый спецназовец садится на поезд, чтобы сделать предложение любимой женщине, но оказывается в центре дерзкого ограбления. Критики и зрители уже успели окрестить «Схватку» самым кровавым индийским фильмом и провести параллели с культовым боевиком Гарета Эванса «Рейд». Разбираемся, как далеко смог зайти Бхата в желании раскрасить индийское кино красным.
Военный со стажем Амрит (Лакшья), вернувшись с очередного задания, узнает, что его возлюбленная Тулика (Таня Маниктала) по принуждению отца, влиятельного бизнесмена, согласилась на помолвку с другим. На следующей день семья Тулики в плацкарте (копейка, очевидно, рупию бережет) отправляется на свадьбу, что должна состояться в Нью-Дели. Амрит, прихватив сослуживца (Абхишек Чаухан), садится на тот же поезд и в романтической обстановке одного из туалетов делает девушке предложение. Влюбленным остается доехать до пункта назначения, как-то успокоить родственников-традиционалистов и жить долго и счастливо. Но на беду пары поезд в качестве цели ограбления выбрали бандиты, вооруженные холодным оружием, а самый отмороженный из негодяев, Фани (Рагхав Джуял), еще и положил глаз на прекрасную Тулику. Наивные гангстеры не продумали только одно: что делать, если в замкнутом пространстве они оказались с парой спецназовцев, способных голыми руками при правильной мотивации покарать несколько десятков головорезов.
Стоит начать с дисклеймера, обязательного для всех индийских фильмов: все аналогии бессмысленны, этому кино плевать на ожидания зрителя, а любые возражения утонут в абсолюте национального колорита. «Схватка» стартует как типичная лента о спасении прекрасной принцессы чернооким рыцарем в сияющей толстовке. Бандиты ведут себя развязно, и настоящие мужчины, усмиряя их с помощью кулаков и армейских приемов, случайно наносят несовместимые с жизнью раны одному из налетчиков. С этого момента сюжетный локомотив начинает стремительно набирать обороты, а к середине фильма совершенно внезапно и на полном ходу перескакивает на другой путь — «Схватка» превращается в сплэттер о гневе.
Никхил Надеш Бхат отнюдь не Гарет Эванс, а оператор «Схватки» Рафи Махмуд — не Мэтт Флэннери. Поэтому экшен в фильме строится не на оригинальной работе камеры или небывалой постановке боев в замкнутом пространстве, а на смаковании акта насилия как такового. Детище Бхата гораздо ближе по настроению к представителям нового французского экстрима, чем к азиатским боевикам последних лет. Амрит из улыбчивого романтика трансформируется сначала в выполняющего долг вояку, а затем, под гнетом обстоятельств, в движимого лишь яростью зверя, лишенного сострадания. Диссонируют с кровавым образам бандиты, которые сплошь приходятся друг другу либо родственниками, либо близкими друзьями и трогательно оплакивают каждого павшего в неравном бою с беспощадным убийцей собрата.
«Схватка», при всей приверженности сугубо зрительскому жанру, практически лишена юмора, но все же умудряется вызвать улыбку непробиваемой серьезностью и нетривиальным саундтреком. Выбор музыки и моментов, в которые она разрезает визуальный ряд, — главная загадка фильма Бхата. Бандиты передвигаются по осажденным вагонам под зловещие струнные, отсылающие к вестернам, Амрита сопровождают либо героические гитарные запилы, либо грустные, но полные эпика напевы, а композиция, олицетворяющая погружение героя в кровавое безумие, включает в себя звуки перезарядки оружия и натуральный рев мотоцикла. Фильму подобный саундтрек скорее мешает, тем более что в совершенно неожиданные моменты Бхат резко обрывает музыку и оставляет зрителей наедине с шумом поезда, глухими ударами и криками раненых, что совершенно иначе влияет на восприятие.
А еще «Схватку» можно упрекнуть за актерскую игру, отсылающую к лучшим школьным театральным постановкам, или за мучительно растягивающие хронометраж драматические отступления, снятые в рапиде, или за пунктирный сюжет, укладывающийся в одно предложение. Но подобные претензии будут безосновательны. Такова условность индийского кино, существующего в собственной реальности, где появление фильмов вроде боевика Никхила Бхата — само по себе событие прекрасное, и смотреть «Схватку» нужно не глазами, а сердцем.