Ее часто называют "снежной королевой", "железной леди", "антизвездой". В кино Изабель Юппер сыграла больше 80 ролей. Родилась в 1955 году в Париже. В мир большого кинематографа ее вывели в середине 70-х годов Бертран Блие, Отто Премингер и Клод Шаброль. Сегодня она -- признанная звезда французского кино, самая востребованная актриса Франции, которую приглашают в свои фильмы ведущие европейские режиссеры...
Первые лучи славы упали на нее после того, как выпускница Парижской консерватории сыграла роль в "Кружевнице" режиссера Клода Горетта. Клод Шаброль снял ее, в частности, в "Виолетте Нозьер", "Мадам Бовари", "Церемонии", "Спасибо за шоколад". Сыграла у Мауро Болоньини в "Даме с камелиями", у Мориса Пиала в "Лулу", у Марко Феррери в "Истории Пьеры". В Америке снялась у Майкла Чимино во "Вратах рая", в "Окне в спальню" Кэртиса Хэнсона, "Играх дилетантов" Хэла Хартли. Последние самые заметные роли актрисы – в фильмах "Пианистка" и "Время волков" Михаэля Ханеке, "8 женщин" Франсуа Озона.
16 фильмов с участием Юппер участвовали в официальном конкурсе Каннского кинофестиваля. В 2001 году она записала альбом с рок-звездой Жаном-Луи Мюратом на стихи поэтессы XVI века. Ее постоянный спутник – режиссер Рональд Шамма, снявший всего один фильм "Черный Милан", разумеется, с Изабель в главной роли. Официально они не состоят в браке. Трое детей – Лолита (1983 год рождения), Лоренцо (1986), Анджело (1997). С Лолитой Юппер снялась уже в трех фильмах. Знатоки восхищаются ее игрой в театре, где она предпочитает классику – "Месяц в деревне", "Медею". Чурается светскости, не ходит на тусовки. Любит телесериалы и футбол. Играет на пианино.
Я позвонил Изабель Юппер в Париж в связи с тем, что новый ее фильм "Жизнь обетованная" выходит на экран Нью-Йорка. Это поэтичная и драматичная история Сильвии, проститутки из Ниццы, ее сложных отношений с дочерью-тинейджером, с бывшим мужем и новым мужчиной, который входит в ее жизнь. В тот вечер ее долго не было дома, я беседовал с Ронни. Он извинялся за Изабель: напряженные съемки, затем деловой ужин. И вот, наконец, в трубке ее голос.
-- Мадемуазель Юппер, что вы думаете о своей героине?
-- Она одинокий ковбой. Очень одинокая, болезненная. С первого взгляда может показаться очень агрессивной, негативной, грубой. Но по мере просмотра фильма ты начинаешь понимать, почему она такая. Сильвия хочет собрать свою жизнь из осколков, на которые все разлетелось.
-- И тем не менее до самого конца остается тайна. Тайна в мотивах ее поступках, тайна в ее прошлом. Было ли это намеренно сделано авторами?
-- Да, да, конечно. Фильм стоит посмотреть не только из-за его стиля, но и из-за истории, которая в нем рассказывается. Режиссер Оливье Даан снял очень эмоциональный, страстный, визуально завораживающий фильм. Фильм очень поэтичный и мягкий, как бы обволакивающий зрителя.
-- С этим нельзя не согласиться. Ваша героиня груба, необуздана и одновременно очень хрупка. Эту комбинацию качеств очень трудно художественно воплотить на экране. Вы вместе с режиссером работали над этой ролью?
-- Разумеется. Но с самого начала, когда я только взяла в руки короткое изложение сюжета, уже понимала кто моя героиня. Она битая женщина, неудачница, но одновременно очень сильная, с желанием превозмочь неприятности. Но то, как она смотрит, двигается, как причесывает волосы, говорит о ней больше, чем ее слова. Она нацелена на подсознательное соблазнение. Она не платиновая блондинка, она трэш-блондинка.
-- Соблазнение? Что вы имеете в виду?
-- Все очень просто – она проститутка. Она знает, как манипулировать своим телом, чтобы соблазнить мужчину. Она с этим живет. Облик проститутки, заявленный в самом начале фильма, остается в сознании зрителя, хотя сама героиня меняется по ходу развития сюжета.
-- А вы сами встречали женщин с такой переломанной жизнью, как у Сильвии?
-- О, да! И даже более сложные биографии (смеется). Но ее специфика в том, что она не хочет быть хорошей матерью. В ее характере много детского, и это детское начало сопротивляется в ее душе материнской функции. С другой стороны, этот фильм по жанру road movie. Ты следишь за ее перемещениями и начинаешь лучше понимать, кто она, почему она так живет. В Америке в фильмах такого жанра страну пересекают с востока на запад, во Франции – с севера на юг. Но в нашем фильме все наоборот, траектория ее движения – с юга на север. Как бы от устья рек к их истокам, если говорить метафорически.
-- Отсылы к американской культуре, музыке в фильме очень заметны. Как это корреспондируется с официальной французской политикой по ограничению американизма в национальной культуре?
-- Эмбарго не носит жесткий запретительный характер. У нас разрешают включать американские песни во французские фильмы. Кроме того, как можно запретить кинематографические ассоциации и подражания? Есть определенный стиль, пришедший из Америки, в показе природы, в световом решении. Оливье Даан тоже использует американские приемы в своих фильмах.
-- Понятно. Что вы можете сказать об актерах, ваших коллегах по фильму?
-- Они тоже играли определенную степень одиночества. Трое одиночек пытаются ладить друг с другом, создать некое подобие семьи. Особенно сложно Сильвии построить отношения с дочерью, заново ее приручить к себе. Работать было легко, потому что мы все вибрировали на одной волне. Они все очень хорошие актеры.
-- Французские критики говорят, что фильм "Жизнь обетованная" – сильное феминистское высказывание. Вы с этим согласны?
-- Это просто попытка понять, почему женщины поступают так, а не иначе. Это не феминистское высказывание в догматическом смысле, а скорее поэтическое высказывание. "Жизнь обетованная" мне напоминает фильмы Теренса Малика – игрой с образами и эмоциями. Очень трудно описать наш фильм – его нужно увидеть своими глазами. Небо, облака, поле. С помощью природы можно показать отношения индивидума и общества.
-- В вашей предыдущей картине "Пианистка" Михаэля Ханеке ваша героиня – сексуально подавленная женщина. Как вы думаете, эта тема жизненно важна? Может ли секс, по-вашему, быть столь деструктивен в реальности?
-- Секс – важная составляющая жизни человека. Секс и смерть всегда связаны. Это источник огромной радости, но это и источник больших страданий. Благодаря сексу ты контролируешь жизнь, благодаря сексу ты теряешь контроль над жизнью.
-- Тема секса доминирует во многих фильмах. Можно ли сравнить подход к сексу Ханеке с подходом Катрин Брейа в ее новом фильме "Порнократия"?
-- Я не видела нового фильма Катрин, но не думаю, что тема секса для Михаэля Ханеке столь важна. Это элемент его построения любовной истории. Но он специально не сфокусирован на сексе. И секс в "Пианистке" не является главным элементом.
-- А кого вам нравится больше играть – хорошую героиню или плохую?
-- Я не распределяю своих персонажей на хороших и плохих. Ни хорошие, ни плохие. Просто люди, наделенные страстями и чувствами, какие-то из них негативные, какие-то позитивные. Я пытаюсь преодолеть формальные границы образа, с тем чтобы получился полнокровный характер.
-- По каким критериям вы выбираете проект или отказываетесь от него?
-- До сих пор моим главным критерием была фигура режиссера. Невозможно снять хороший фильм без сильного личностного видения проекта. Все или почти все зависит от режиссера. А потом уже следует качество сценария.
-- Что для вас сегодня важнее – опыт или энтузиазм?
-- Без колебаний скажу – мой энтузиазм. И еще больше – мое любопытство. Конечно, не опыт. Когда начинаешь сниматься в новом фильме, такое ощущение каждый раз, что никакого опыта нет, и ты голая перед ролью как в первый день.
Впрочем, опыт всегда в тебе, никуда он не исчезает. Опыт важен для избавления от накатывающих страхов, важен именно для равновесия духа. Но для каждой новой роли нужно что-то новое, и опыт здесь мало помогает.
-- А есть в вашем послужном списке особо любимая роль?
-- Мне нравятся мои последние четыре роли.
-- Как вы оцениваете ваше многолетнее сотрудничество с Клодом Шабролем?
-- Между нами очень тесные, специальные отношения. Я буду счастлива с ним снова поработать.
-- Вы планируете новый совместный фильм?
-- Да. Но, может быть, не в этом, а в будущем году.
-- В вашей биографии я вычитал интересные вещи. Вы, оказывается, когда-то учили русский язык.
-- О да! Я говорю по-русски. Очень мало. Я тоже сделала одну фильму по-русски язик в Москва. Как зовут? "Наводнение" (произносит все это по-русски, перемежая смехом).
-- Да, Игорь Минаев…
-- Минаев, да. Был режиссер. Книга Евгений Замятин (тоже по-русски).
-- А вы читаете по-русски?
-- Нет, не читаю (с явным облегчением переходит на английский). Я могу играть в русских пьесах, могу читать вывески. Когда я приезжаю в Россию, сама читаю уличные указатели.
-- А почему вы взялись за изучение русского языка?
-- Не знаю, может быть, потому что мне всегда нравилась русская литература. Достоевский, Пушкин. Я изучала русский как второй язык в школе, а потом занялась им в университете. Очень красивый язык, очень красивая страна.
-- У вас есть русские друзья?
-- Я недавно посмотрела новый русский фильм "Возвращение". Мне он очень понравился. Замечательный фильм.
-- Вы встречались с режиссером Андреем Звягинцевым?
-- О да! Два раза. Возможно, я буду с ним работать. Надеюсь на это.
-- Вы снимались в нескольких американских фильмах. Есть ли разница в том, как работают с актерами европейские и французские режиссеры?
-- И да, и нет. Другая страна, Америка, другие привычки. Но в главном, когда начинает работать кинокамера, различий нет.
-- Если вспомнить "Врата рая" Майкла Чимино, были ли вы разочарованы его провалом в прокате? И что произошло дальше?
-- Конечно, я была разочарована. Но по прошествии времени еще лучше понимаю, насколько грандиозен этот фильм. Он уже занесен в список шедевров.
-- Можете ли вы представить себя живущей в какой-либо другой стране, помимо Франции?
-- Я везде могу жить, где я работаю. Спокойно могу прожить 2-3 года. Ведь я легко адаптируюсь. Могла бы жить в Америке и Англии.
-- Старшая дочь Лолита пошла по вашим стопам, стала актрисой. Вы счастливы, что она избрала ваш путь?
-- Я очень счастлива, потому что она талантлива. Я уверена в ней.
-- А ваши другие дети также мечтают об актерской карьере?
-- Нет, они пока дети и хотят оставаться таковыми (смеется).
-- Я читал, что вы не умеете водить машину и не пользуетесь компьютером. Это правда?
-- Да, к сожалению. Надо бы взяться. Но практиковаться времени нет. Может быть, возьмусь в один прекрасный день.