Хотелось, очень хотелось, чтобы старина Иствуд выдал что-то забойное в свои 73. Не получилось. "Таинственная река" с шестью "оскаровскими" номинациями, его двадцать пятый по счету режиссерский проект, весьма мало напоминает когда-то девятикратно номинированного "Непрощенного", то есть лучшие образчики. Клинт задумался. Глубоко.
Гораздо сильнее сходство с нелучшими образчиками режиссерских проектов Иствуда – вот вроде "Полночи в саду добра и зла". Предпосылки уже просматриваются автоматически. Нельзя ему этого, то есть можно, но как-то конкретно деятельно – хоть через пианино. Совсем только что снял он "Блюзы", где задумывается на фо-но, и тут можно быть уверенным, что на клавишах у него и глубины, и ритм, и коротко, и ясно.
Иствуду, видимо, не показаны думы в чистом виде. Сразу вылезло, что старина побаивается костлявой и решил утешить себя тем, что многие вообще наворачиваются в ранней юности, да еще хорошенькие девочки. Но некоторые даже в детстве, лет в десять должны были дуба дать, просто должны были – точка. Потом всю жизнь знали об этом и мучались. И себя, 73-летнего, Клинт этим явно утешил. Типа "я живу хорошо". Также может быть, что "Таинственная река", помимо пенсионеров, снята именно для подростков – они, когда "мысли скажут", никого не пугают. От них другого не ждешь. А что взять с этого кино всем прочим, кто пребывает в активной жизненной фазе? Шона Пенна да Тима Роббинса, которые явно попали "по дружбе" со стариной Иствудом? Или Лоуренса Фишберна, который дико растолстел? Или дикие сантименты Кевина Бэйкона в противовес Мценскому уезду Лоры Линни? Да за что это им и нам?
С тремя малолетками-друганами случилось страшное. Одного из них подло засадили в машину и увезли насиловать взрослые педофилы, а друганы стояли и смотрели. Первый мучается всю жизнь, став спустя много лет Тимом Роббинсом, а вторые, ставшие Шоном Пенном и Кевином Бэйконом, не намерены мучаться, и дружба кончилась. Однако спустя много лет снова случилось страшное. Старшую дочь Шона Пенна не насиловали, но пришили в очередном саду. Подозрения быстро и совершенно неверно падают на Тима Роббинса. Остается лишь выяснить, кто в самом деле девочку-то пришил. В нормальном детективе это заняло бы час, и был бы вполне стандартный жанровый фильм с ложными ходами и случайными уликами в духе Агаты Кристи. То есть картинки быта и разложившихся нравов все равно жестко бы вели лишь к тому, "кто, как и с какого перепуга". Все исходные, кстати, для этого есть. Кевин Бэйкон как раз стал заслуженным ФБРовцем, а Шон Пенн – мелким лавочником с крупными бандитскими заслугами.
Увы, из-за той самой "задумчивости" "Таинственная река" постоянно раздваивается. С одной стороны, ничего, кроме жанрового кино, Иствуд не понимает и взялся за детектив. С другой стороны, у него теперь главное – нравы с бытом, а не "кто убил". Поэтому драма тянется два с половиной часа, все ФБР превращается в дикий тормоз, который очевидные улики замечает спустя неделю, а допросы ведет, как гестаповцы в советских фильмах полувековой давности; мы же тем временем наблюдаем, как Шон Пенн душу рвет в полицейском ограждении вокруг садика, где труп дочки. Долго рвет, выразительно, будто это потом все спишет. Еще можно понаблюдать, что "плохая" жена – это та, которая сдает своего "хорошего" мужа (Марша Гей Харден), и, наоборот, "хорошая" жена – та, которая не сдаст "плохого", потому что сама по себе в тысячу раз хуже (Лора Линни).
Но река, вся таинственность которой – что ее показывают ночью, в фильме несколько жидковата, как и связанная с ней метафора. Дело в том, что Иствуд "догадался", почему "пусть ты умрешь сегодня, а я завтра". Потому что тебе так на роду написано. Судьба такая у неудачника – быть неудачником, так же как у повара – быть поваром, а у доктора – доктором. А у "неуловимых Джо" типа Шона Пенна судьба – быть неуловимыми. Прямо как в доисторическом анекдоте из детской серии: "Да кому он на хрен сдался?". Но в связи с тем, что такие Джо пришивают вообще-то многих, и потом довольно противно, что они столь неуловимы, метафора нужна, как воздух. Воздухом стала заплеванная речка. Можно подумать, опять же полвека назад в детективных фильмах из речек не доставали даже бочки с запрятанными трупами, не говоря уж о самих трупах.
Иствуд оставил нам мучаться, почему у "Таинственной реки" шесть номинаций и сборы в 70 млн. долларов при бюджете всего в 30. Но мы тоже не намерены. Мы возьмем и тоже догадаемся, где собака зарыта. Вся Америка в фильме увидела, вероятно, отнюдь не роковую драму, не говоря уж о детективе. Увидела, что сама, не взирая на биллов гейтсов и эмпайр-стейт-билдинги, не взирая на гамбургеры, голливуды, мировое господство и вершину цивилизации, так и осталась по-прежнему страной мелких гангстеров с финкой за голенищем, кольтом у бедра и парой подручных-отморозков.
Мелкий гангстер с душераздирающим шансоном на устах – вот секрет американского мирового господства, заслуживающий "Оскара".
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.