Комплиментарный байопик о женщине, которая узнала подноготную Голливуда и сохранила ее в тайне
Бывшая лыжница Молли Блум (Джессика Честейн) после досадной неудачи в спорте уезжает в Лос-Анджелес и становится ассистенткой у голливудского дельца. В скором времени мужчина привлекает Молли к организации закрытых игр в покер, на которые собираются знаменитости со всей Калифорнии. Освоив этот бизнес, Блум перехватывает его у своего босса и сама устраивает покерное казино в номере отеля. В дальнейшем Молли перебирается в Нью-Йорк и начинает обслуживать финансистов с Уолл-стрит и прочих состоятельных людей с Восточного побережья. Когда среди ее игроков появляются русские мафиози, Блум привлекает внимание ФБР, и ее арестовывают. Чтобы доказать, что она виновна лишь в неуплате налогов и нарушении закона об азартных играх, женщина обращается за помощью к адвокату Чарли Джеффи (Идрис Эльба), который славится строгими моральными принципами и не работает с сомнительными клиентами.
Представьте себе, чтобы вы несколько лет оказывали щекотливые услуги влиятельным голливудцам и накопили компромат, который мог бы стереть знаменитостей в порошок. Вы нарушаете закон, вас привлекают к ответственности, и прокуроры предлагают вам добровольно выдать компромат в обмен на полное прощение и возврат конфискованных у вас средств. Однако вы не сдаете пароли и явки, идете под суд, признаете свою вину и отбываете мягкое наказание. Как Голливуд отплатит вам за самурайскую верность экранным легендам?
Гадать не нужно. Достаточно посмотреть «Большую игру». Уважаемый сценарист Аарон Соркин дебютировал в режиссуре, чтобы воспеть Молли Блум за ее подвиг. Именно «воспеть», потому что в картине прямым текстом утверждается, что мисс Блум – феминистская героиня, с которой должны брать пример маленькие девочки (!). Да, она немножко, самую малость нарушила законы. Но кто в Америке без греха? Кроме того, Молли обманула государство, а не людей, и она пошла против правил из самых лучших побуждений. Картина несколько раз это повторяет, чтобы зрители уяснили, что перед ними капиталистическая святая – женщина настолько чистая душой и телом, что она даже наркотики принимает только для того, чтобы держать игру днем и ночью, для удобства занятых клиентов. И, конечно, к концу ленты Молли раскаивается во всем мало-мальски предосудительном, что она совершила.
Понятно, почему работавшие над картиной голливудцы с такой любовью изобразили Блум. Долг платежом красен, а долг перед Молли очень большой. Она могла бы очень многое рассказать и написать о всемирно известных людях, которые собирались в ее заведении и вели себя так, как ведут себя знаменитые мужчины, ненадолго вырвавшиеся из-под контроля агентов, семьи и прессы. Однако Блум сохранила в тайне все, что можно было сохранить в тайне (кое-что всплыло благодаря показаниям осведомителей ФБР). По-хорошему, о ней стоило бы снять целый киносериал длиной с «Гарри Поттера», но Соркин и К0 довольствовались одной полнометражной картиной продолжительностью два с половиной часа, что тоже неплохо. Сочиненный этим же сценаристом фильм «Стив Джобс» был короче!
Что непонятно, так это почему западные критики, которых на закрытые покерные игры не приглашают, видят в «Большой игре» нечто большее, чем открытая расплата с «нужным человечком». Соркин до отказа забил картину сведениями о покере, организации игр, лыжной карьере Блум, юриспруденции и прочем. Но если вылить всю эту воду, интересную лишь тем, кто хочет пойти по стопам Молли или сочинить ее биографию, то окажется, что «Большая игра» рассказывает очень простую и очень банальную историю о малой предпринимательнице, которая шла к успеху и не дошла, потому что напоролась на федералов. Даже в самом фильме справедливо отмечается, что о Блум говорят и пишут только потому, что она обслуживала знаменитостей. Сама по себе Молли не занятнее среднестатистического владельца бара или бильярда, разве что привлекательнее (реальная Блум не менее красива, чем сыгравшая ее Джессика Честейн).
Также нет ничего уникального в том, что женщина в Америке построила бизнес, который якобы традиционно считается мужским. Чем-чем, а обслуживанием мужских потребностей предпринимательницы в США занимаются минимум с XIX века. Правда, тогда речь шла преимущественно о борделях. Но в борделях играли в карты, так что у покерного бизнеса Молли очень глубокие корни. И, пожалуй, кино о содержательнице притона в Сан-Франциско конца XIX века было бы куда драматичнее, чем «Большая игра», где драматизм появляется в сюжете лишь ближе к концу повествования, когда на Молли жестко наезжает мафия. Однако эта сюжетная нить обрывается почти сразу после дебюта, и лента вновь становится убаюкивающей.
Как будто издеваясь над законами хорошего кино, Соркин снабдил свой режиссерский дебют неумолкающим закадровым голосом главной героини. Диалоги, конечно, в картине тоже есть, но доминирует в ней монолог – два с половиной часа самооправдания, порой замаскированного под ложную скромность. Это, впрочем, к лучшему. Потому что когда в кадр заходит Кевин Костнер, сыгравший отца Молли, то звучит такой нелепый примитивно-психоаналитический диалог (Блум-старший работает психологом), что Фрейд вращается в гробу. Герой Идриса Эльбы же нужен для того, чтобы было кому выслушивать разглагольствования Молли и восхищаться добродетельной героиней после первоначального неприятия.
В общем, хороши в «Большой игре» только советы по организации бизнеса, примечательные актеры, несколько очевидных приколов по поводу своеобразия русско-еврейских мафиози и несколько сцен в середине картины, демонстрирующих психологические тонкости покера и последствия игромании. Это полезное кино, но не высококлассное, не особенно увлекательное и явно не беспристрастное по отношению к главной героине. Для положительной оценки фильма эпической продолжительности этого недостаточно.
С 11 января в кино.