Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Как рождественские и новогодние фильмы создают атмосферу праздника?

Стоит только выпасть первому снегу, как люди начинают планировать предстоящие хлопоты с подарками, торжественный стол и соответствующие фильмы на месяц вперед. Кажется, что классические картины вроде «Одного дома» или «Иронии судьбы» – это едва ли не главные атрибуты Нового года и Рождества. Такие фильмы прочно укрепились в наших зимних праздниках, и мы из года в год неустанно к ним возвращаемся, как к старым верным друзьям. Мы решили проанализировать феномен новогодних кинолент и разобраться, что же делает их такими притягательными для зрителей в канун 31 декабря.

Добавить в закладки
Как рождественские и новогодние фильмы создают атмосферу праздника?

Отражение нас самих

После бесчисленных блокбастеров, которые выходят (или выходили до 2020 года) на протяжении 12 месяцев, людям хочется просто сесть в кругу близких и смотреть на обыкновенных живых героев на экране. Это похоже на подведение итогов года: ты наблюдаешь за персонажем в фильме, который согласно всем шаблонам жанра проходит через ряд испытаний и приходит-таки к своей цели, и ненароком видишь в нем себя, скорее всего, пережившего немало трудностей за год, прямо как Эмили Кларк в «Рождестве на двоих».

Рождественские картины, в которых то тут, то там спрятаны знакомые нам этические вопросы, предлагают множество портретов повседневной жизни. Классический фильм «Эта прекрасная жизнь» (1946) иллюстрирует важность человеческой жизни, даже если кажется, что выхода уже нет. А «Привет семье!» (2005) лишний раз напоминает, что любые ссоры и разногласия можно преодолеть. Примерно по этой же траектории работает новая картина «Самый счастливый сезон» с Кристен Стюарт и Маккензи Дэвис в главных ролях: девушка, выросшая в токсичной и традиционной обстановке, приезжает домой со своей девушкой, но не может признаться семье о своей ориентации. Все это приводит к разладу, а праздник и отношения с любимой приходится спасать в последний момент.

Ритуальная практика

По мере того как люди видят на экране разворачивающуюся часть их собственной жизни, процесс просмотра начинает поразительно напоминать то, как работает религиозный ритуал. Например, молитва христиан, иудеев и мусульман связывает религиозных людей со своим Богом и единомышленниками. Праздничные фильмы делают нечто подобное, за исключением того, что чувство, которое они вызывают у зрителей, не связано с Богом или другим высшим существом. Это чувство напоминает нам о важности семьи, любви и дружбы. Такие фильмы могут дать необходимую дозу утешения и поддержки в трудных ситуациях. Истории из фильмов, диалоги которых мы уже выучили наизусть, вселяют надежду на то, что все может закончиться хорошо.

Кира Найтли на кадре из фильма «Реальная любовь»

Кира Найтли на кадре из фильма «Реальная любовь»

Именно поэтому мы снова и снова смотрим, как Женя случайно оказывается в Ленинграде, как Кевин МакКалистер разбирается с грабителями, а герой Эндрю Линкольна делает самое красивое признание в любви героине Кире Найтли.

Возможность вернуться в детство

Еще один неотъемлемый ингредиент рождественского фильма – это способность пробуждать воспоминания из детства. Подсознательно мы смотрим фильмы не столько из-за закрученного сюжета и гениального сценария, сколько из-за уверенности в том, что эти знакомые герои вернут нас в то время, когда мы чувствовали себя счастливыми и в совершенной безопасности. Привычная музыка, мерцающие огни на улицах, огромная елка на площади – все это держит на крючке, не давая возможности переключить фильм на что-то новое и, может, даже чуть более интересное.

Кадр из фильма «Один дома»

Кадр из фильма «Один дома»

Согласитесь, что «Один дома» вызывает ностальгию по детским праздникам, когда жизнь казалась куда проще, а съесть кучу конфет в компании Кевина было самым важным делом на свете. Такие фильмы не просто предлагают расслабиться и от души посмеяться, они обволакивают чувством защищенности, когда вы с самого начала знаете, на что согласились, и, несмотря на предсказуемый исход, уверены, что это будет прекрасно.

Добро побеждает зло

Несмотря на то что не все новогодние фильмы напоминают сладкую вату, они все же никогда не бывают абсолютно темными. Даже злодеи чаще всего успевают встать на путь истинный, пока часы не пробили двенадцать.

Кроме того, существует огромное количество так называемых альтернативных праздничных фильмов наподобие «Крепкого орешка», «Кошмара перед Рождеством», «Гремлинов» или даже «Кэрол». Благодаря этим картинам мы можем исследовать глубинные человеческие проблемы на фоне снегопада и разноцветной мишуры и из-за предстоящего праздника до последнего верим, что Руни Мара придет на встречу к своей Кейт Бланшетт.

Но даже в классических зимних фильмах появляется темная сторона (это не обязательно герой, а, например, комплексы или черта характера), которую необходимо преодолеть и спасти праздничный настрой. Яркий пример – «Гринч – похититель Рождества», где, впрочем, ворчливый отшельник лишь на первый взгляд является классическим злодеем, ведь главной проблемой и источником зла оказывается отсутствие обыкновенной человеческой эмпатии.

Идеализированный мир

Праздничные фильмы так популярны не только потому, что помогают создать чувство теплоты, но и потому, что эти картины предлагают зрителям заглянуть в немного нереальный мир – в такой, каким он может быть, если присыпать его слегка чудодейственной пыльцой.

Только в рождественских романтических комедиях мы готовы простить заурядные диалоги и слащавые сюжетные линии, когда, например, герой стучится в дверь своей сестры и встречает очаровательную Камерон ДиазОтпуск по обмену») или когда влюбленные испытывают свою судьбу, словно они в настоящей сказке («Интуиция»).

В 1942 году, когда Соединенные Штаты уже были вовлечены во Вторую мировую войну, американцы смотрели мюзикл «Праздничная гостиница», рассказывающий историю группы артистов на фоне Рождества. Фильм так и не стал классикой, но песня Бинга Кросби White Christmas, которая звучала в фильме, моментально укрепила праздничный дух тех, кто уже не надеялся поверить в чудо в тот год. Этот пример доказывает, что достаточно маленькой воодушевляющей детали, чтобы фильм смог перечеркнуть повседневные тяжести. Историк Пенн Л. Рестад в своей книге 1995 года «Рождество в Америке» пишет, что песня Кросби в киноленте стала типичным олицетворением праздника в мире без какой-либо темной стороны. Это был мир, в котором нет места ужасам войны. Это был идеальный мир, где есть лишь светлое Рождество.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?