На Кинопоиске завершился показ пятисерийной экранизации романа Майка Омера «Внутри убийцы». Разбираем плюсы и минусы сериала о профайлерке Зое Волгиной (Анастасия Евграфова), которая вместе со следователем Тимофеем Волохом (Тихон Жизневский) ищет серийного убийцу в Санкт-Петербурге.
На Кинопоиске завершился показ пятисерийной экранизации романа Майка Омера «Внутри убийцы». Разбираем плюсы и минусы сериала о профайлерке Зое Волгиной (Анастасия Евграфова), которая вместе со следователем Тимофеем Волохом (Тихон Жизневский) ищет серийного убийцу в Санкт-Петербурге.
Фантастические элементы в повседневности
Прямо скажем, едва ли триллер о поимке маньяка предполагал на старте фантастическую составляющую, но даже к последней серии невозможно привыкнуть к выхолощенному образу альтернативного Санкт-Петербурга. Огромный кабинет начальницы ОПА (Яна Сексте) — отдела поведенческого анализа — со стеклянными стенами сияет лаконичной чистотой: правда, это в Москве, а в Петербурге следственный комитет похож на офис Яндекса, работают в отделе поголовно молодые люди около тридцати (за исключением начальника в исполнении Федора Лаврова), а жилье сотрудников говорит о принадлежности к верхушке среднего класса.
Возможно, декорации мотивированы желанием сделать комплимент МВД или бездумным копированием стилистики западных аналогов без связи с нашей реальностью (в первоисточнике дело происходит в Чикаго), но фантазии делают место действия не узнаваемым, а среднесобирательным образом случайного неназванного города в случайной неназванной стране. Практически Великий Гусляр из «Очевидного — невероятного». А мысль, что Александр Дмитриевич Беглов по смутной и примерной ориентировке на преступника позволит перекрыть все движение в части города, выглядит и вовсе комичной.
Психология убийцы и немотивированная нагота
Первые эпизоды проекта пытаются поразить зрителей шок-контентом и показать глазами маньяка преступления, совершенные с особой жестокостью. Нареченный прессой «гробовщиком-душителем», он вступает с убитыми в половую связь, бальзамирует жертв, оставляет тела в людных местах и уходит не пойманным.
Художественная задумка с оптикой злодея оборачивается сексуализацией насилия и бесконечной немотивированной наготой актрис — сериал начинается с обнаженной груди, ею же и заканчивается. Прием, разумеется, не новаторский: еще в 1978 году Джон Карпентер всколыхнул публику открывающей сценой фильма «Хэллоуин», где кадр от первого лица позволял зрителям видеть мир глазами убийцы, чтобы потом узнать, что нож держал в руках маленький ребенок.
В случае сериала по роману Майка Омера метод существует ради метода — едва ли сцены расправ продвигают сюжет к развязке или служат подсказками: диалоги преступника с жертвами дают куда больше понимания и о его личности, и о девиациях, которые произрастают внутри убийцы. Впрочем, к подлинному психологизму, который поразил публику в «Охотниках за разумом» Дэвида Финчера, сериал не приближается. Причинно-следственные связи в поведении маньяка намечены довольно грубыми линиями, что, впрочем, для жанрового приключения на вечер вполне достаточно.
Анастасия Евграфова и Тихон Жизневский
Если и говорить о плюсах сериала, то к скромным достоинствам можно отнести дуэт главных актеров. Анастасии Евграфовой к середине истории удается оживить функционально прописанную героиню: Зоя Волгина в юности прошла через угрозу сексуализированного насилия — в родном Троицке орудовал маньяк. Память о пережитых событиях и подтолкнула девушку заняться поведенческим анализом в криминалистике.
Одномерная героиня (травма + профессионализм) находится то в задумчивости, то в тревоге, то в тревожной задумчивости. Евграфовой где-то в переходах между состояниями удается открыть в персонаже человечность и наделить профайлерку индивидуальностью, словно вопреки оковам сценария. Жизневский умудряется из шаблонно вспыльчивого следака Тимофея Волоха выбить озорную искру и добавить в финальном эпизоде детективного нерва интриге. Но не все обозначенные характерные особенности работают: почему сержант Волох настолько несдержан, что только и делает, что стреляет на поражение без предупреждения? Вероятно, ответ остался в книге.
В первом эпизоде герои еще даже не встречаются, а потому на установку партнерской химии остается довольно ограниченный хронометраж: в итоге зарождающаяся между персонажами симпатия делает их похожими на людей, и взаимодействие Волгиной и Волоха — чуть ли не единственное топливо, которое позволяет добраться до финала.
Флешбэки из нулевых
Параллельно с основным расследованием в Петербурге череда флешбэков рассказывает о травмирующих событиях, через которые Зоя прошла в подростковом возрасте (Диана Енакаева). Линия с более привычным глазу Троицком, местечковыми детективным экзерсисами школьницы и убийствами, потрясшими безмятежный городок, выглядит более выигрышно на фоне устрашающих смертей в неузнаваемом Петербурге. Зоя подозревает соседа Руслана, исследует места преступлений, представляет себя на месте жертв и пытается достучаться до взрослых — несмотря на задействованные знакомые тропы жанра, флешбэки выглядят более цельно и самостоятельно — будто гонка за западными аналогами встала на паузу.
Надуманные диалоги и небрежность при монтаже
Обычно к категории рядовых помарок не приходится обращаться в разговорах о флагманском проекте стриминга, но «Внутри убийцы» — несчастливое исключение.
Большинство зрителей еще в пилоте отпугнули неестественные диалоги — половина реплик звучит чужеродно, а слова вроде «джинса» последний раз произносили вслух в середине нулевых. Ближе к третьему эпизоду то ли ухо привыкает к фальши, то ли ситуация выравнивается, но то и дело в глазах рябит от монтажных ошибок. От кадра к кадру меняется положение рук героев, ракурсы небрежно попирают склейки, в чашках с кофе — кофе нет, горячие макароны совершенно остыли и прочие небольшие детали, которые неминуемо ведут к ощущению, что история на экране сыграна понарошку.
«Внутри убийцы» — не детектив, а триллер
Абзац содержит спойлеры!
В чем разница между жанрами? Хороший детектив, будь то сериал, фильм или литература, предлагает публике ту же информацию, которой располагает сыщик, чтобы предоставить возможность догадаться еще до развязки и обогнать протагониста в поисках истины на финальном сюжетном вираже. Разумеется, этот пункт не актуален для тех, кто знаком с романом и следит за тем, как оживают на экране уже знакомые строчки. Два расследования проистекают в двух таймлайнах — главная интрига скорее не в том, кто убийца, а встретятся ли подозреваемые в одной точке?
Сериал предлагает знакомство с ключевым персонажем ближе к завершению: кастинг безошибочно указывает, кого зрителям стоит подозревать, а подноготную травмы маньяка выдает случайная бабушка на финишной прямой. В результате «Внутри убийцы» скорее должен был концентрироваться на переживаниях за безопасность Зои, чем на разоблачении злодея. Саспенса толком не хватило ни на то, ни на другое.
Невозможно не написать и о совсем дешевом приеме: зрителю пытаются натужно «скормить» в последней серии странного молодого человека, который отчего-то скребется в прозрачные стены кабинета главы ОПА, а потом исчезает без объяснений и возвращений. Словно случайная отсылка на первый сезон «Настоящего детектива», которая в очередной раз ничем не мотивирована и сюжетно никак не обоснована.
В общем-то, и весь сериал выглядит как этот заблудший герой: всем его видно, но зачем нервный гость приходил? Чтобы ответить на вопрос, придется проводить не одно дополнительное расследование.
Касаемо сериала, авторы сами говорили, что мир такой, где мужчин приходится сторониться и женщины ходят замкнутые. Что за бред? Неужели в России так? Не верю. По своей работе я так сказать не могу. Потом, после всех этих сериалов и интервью удивляемся, откуда ...столько женоненавистников и всяких мизогинных постов.