В фантастическом боевике "Вавилон н.э." героический Вин Дизель, с бою взяв Транссиб, форсирует Берингов пролив на русской субмарине с беженцами.
Близкое, но очень плохое будущее. Наемник Туруп (Вин Дизель) – суровый ветеран региональных конфликтов с простым взглядом на смысл жизни – получает заказ на эскортирование ценной бандероли из Восточной Европы в США. Миссия безумно усложняется: в Средней Азии взорвали бомбу с вирусами, вся Евразия поставлена на карантин, а бандеролью оказывается строптивая блондинка (Мелани Тьери), в чьей утробе прячется то ли еще одно заболевание, которым хотят уничтожить Запад, то ли генномодифицированный эмбрион Спасителя, которого все так ждут. Круша на своем пути одушевленные и неодушевленные препятствия, Туруп продвигается через Транссиб и Берингов пролив к Нью-Йорку, где ценный эмбрион поджидает женщина с глазами змеи (Шарлотта Рэмплинг), мечтающая основать новую религию.
Еще в «Багровых реках» /Rivieres pourpres, Les/ (2001) у французского вундеркинда Матье Кассовитца, до этого получавшего призы за социалку, прорезался вкус к дорогостоящей фантастике. Кассовитц подался в Штаты, где прошел проверку на лояльность, сделав мистическую «Готику» /Gothika/ (2003) – так себе ужастик, от подола до рукавов сварганенный по голливудской выкройке. Галочку Кассовицу проставили и выписали чек на "Вавилон н.э.". И вот, спустя пять лет, выходит этот фильм – футуристическая антиутопия, жанр, в котором французы должны чувствовать себя вполне уверенно. Однако в присутствии американских продюсеров эта уверенность, увы, куда-то улетучилась.
Вопреки отчаянным заявлениям самого режиссера, уже вынесшего своему детищу чуть ли не смертный приговор, мы не будем столь категоричными – антиутопия у Кассовитца получилась не позорная. Стоит взглянуть как Дизель, с бою взяв Транссиб, форсирует Берингов пролив на русской субмарине с беженцами. Другое дело, что эти моменты, взятые вместе, не складываются во что-то грандиозное. Вин Дизель – безусловно харизматичный мужчина с умной бритой головой, но еще одного Риддика на этот раз для него так и не придумали. Блондинка с эмбрионом тоже вышла квелая – весь фильм так и хочется ввернуть на ее место Милу Йовович, но тогда получился бы не фильм Кассовитца, а фильм Бессона.
Зато Рэмплинг придумала для "Вавилона н.э." особенно злостную физиономию – в пару к совсем эпизодичном и гротескному Депардье в роли циничного Карабаса Барабаса нового мирового порядка. Между этими двумя персонажами и возникает "химия", но, к сожалению, фильм снимали не про них. И уж совершенно неуместным оказался духоподъемный пафос, сопровождающий весь фильм Кассовитца. Генномодифицированная блондинка со сверхспособностями, назови ее хоть новой Мадонной, хоть Пятым элементом, хоть кибер-горшком, в фантастике давно уже расхожий китч, и когда на ответственных моментах фильма требуется встать и пропеть "Марсельезу" – это просто глупо.
В общем, франко-американскую дружбу на ниве жесткой фантастической антиутопии сдали на этот раз на тройку. Жаль, потому что французам есть, что предложить по этой части после «Бессмертных» /Immortel (ad vitam)/ (2004) Энки Билала или новаторской «Нирваны» /Nirvana/ (1997).
Впрочем, пробовал ли предлагать эти наработки американским компаньонам сам режиссер-француз? И стали бы эти циничные, расчетливые люди, обожающие подавлять все творческое, его выслушивать? Следующий фильм Кассовитца, во всяком случае, будет уже не фантастическим.