С Гарольдом Реймисом что-то случилось.
Пещерный человек, жизнерадостный пузан по имени Зед, срывает плод с Древа Познания Добра и Зла. За этот проступок его изгоняют из племени. В изгнание вместе с ним отправляется его друг, женоподобный юноша О. На своем многотрудном пути друзья становятся случайными свидетелями убийства Каином своего брата Авеля, предотвращают жертвоприношение Авраамом Исаака и устраивают революцию в городе Содом.
В 1993 году комедия малоизвестного режиссера Гарольда Реймиса «День Сурка» завоевала мир. Вышедший шестнадцать лет спустя фильм маститого комедиографа Гарольда Реймиса повергает в грустное недоумение. Прежде всего, совершенно непонятен возраст предполагаемой аудитории. Комический эффект достигается в основном тем, что герои блюют, пукают, едят экскременты и мочатся себе на лицо, поэтому следовало бы предположить, что кино снималось для не слишком развитых детей предпубертатного возраста.
Однако весь сексуальный подтекст фильма, особенно в том, что касается однополой любви, вряд ли будет доступен юному зрителю. Но если уж каждая вторая шутка ниже живота, почему фильм снят настолько пуритански? Гормонально продвинутая публика наверняка останется недовольна. В фильме Реймиса явно делается попытка поиграть с каноническим текстом путем переселения в него типических современных персонажей, наподобие того, как это делал Вуди Аллен в «Любви и Смерти». Но Библия «Начала времен» адаптирована для дошкольников, а типичность персонажей проявляется лишь в том, что они постоянно ведут себя как типичные идиоты. Игры не получается.
Может быть, это пародия на плохое кино, снятое по классическому сюжету? И поэтому не случайны все эти реминисценции на псевдоисторические эпосы от «Бен Гура» до «Калигулы». Но пародия эта катастрофически не смешна. Фильм распадается на серию натужных и пошловатых скетчей, каждый из которых похож на недорассказанный анекдот. Неплохие характерные актеры лишены характеров и, кажется, не понимают, что им играть. А обилие киноцитат из Феллини, Пазолини и Кубрика вызывает вместо радости узнавания чувство неловкости. И не оставляет ощущение, что изначально был задуман совершенно другой фильм, но во время съемок все пошло как-то не так и не туда.