Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Кинословарь

Установочный кадр, и с чем его едят

Как режиссеру быстро и ненавязчиво ввести зрителя в курс сюжета, не размениваясь на долгие присказки типа «давным-давно, в далекой-далекой галактике...»? Это проще, чем кажется

Добавить в закладки
Кинословарь: Установочный кадр

Кино устроено таким образом, что некоторые вещи в нем проговаривать вслух нельзя. Например, дурным тоном считается выдавать каждому герою готовую характеристику в духе знаменитого «истинный ариец, характер нордический, холост, отличный спортсмен» – такие подробности должны быть донесены как-то иначе, ведь в реальной жизни люди не кричат на все углах о своих родственных связях, чинах и прочих вещах, которые их близким знакомым и так известны, а посторонних граждан совершенно не интересуют. Некоторые сценаристы стараются ненавязчиво вставить нужную информацию в диалоги, но обычно это выглядит слишком грубо и нарочито. Гораздо удобней использовать «установочный кадр».

Вспомните, сколько вы видели голливудских фильмов, начинающихся с плавного проезда камеры по комнате спящего главного героя. Вроде бы ничего конкретного еще не происходит, но мы уже рисуем себе мысленный портрет хозяина жилья: кубки и медали на каминной полке – спортсмен; головы лосей и кабанов на стенах – охотник; разбросанная одежда и пустые коробки от пиццы – холостяк и неряха; пустые бутылки на полу – любитель вечеринок; постеры на стенах – подросток или киногик и т.д. Военная форма на плечиках, костыли возле кровати, фотографии в рамках с датами и подписями, календарь с зачеркнутыми днями, прикнопленные к стене газетные вырезки, сообщения на автоответчике – эти и другие «говорящие» детали быстро дают нам понять, какую жизнь ведет персонаж, кем он работает, чем увлекается, даже о чем мечтает. К тому моменту как герой открывает глаза, мы уже знаем почти все о его прошлом и настоящем – а для этого понадобилась всего-то одна минута, упакованная в красиво выстроенный кадр, снятый широкоугольным объективом. Неслучайно американское кино, постоянно пекущееся об экономии экранного времени, использует данный прием при любом удобном случае.

Но установочный кадр (establishing shot) годится не только для знакомства с персонажами: чтобы ввести аудиторию в контекст истории, с помощью подобных кадров можно давать ответы на самые разные вопросы. Как минимум зритель должен понимать, где и когда разворачивается сюжет ленты или конкретная сцена, – потому, прежде чем окунать аудиторию в диалоги, фильммейкер дает соответствующую заставку, например, панорамный кадр с пирамидами, Эйфелевой башней, Биг-Беном или какими-нибудь желтыми такси. Эти узнаваемые детали сразу позволяют идентифицировать место действия (Египет, Париж, Лондон, Нью-Йорк), а также время года и суток. Если дело происходит не на свежем воздухе, а в стенах какого-то дома, то полезно показать это строение зрителю, чтобы тот не ломал голову над тем, живет ли персонаж в городе, в деревне или в лесу.

Хороший установочный кадр задает тон всему фильму. Так, «Побег из Шоушенка» с первых же кадров начинает активно погружать зрителя в сюжетные реалии: за то время пока фургон с одним из осужденных героев подъезжает к тюрьме, камера успевает пролететь над всей территорией пенитенциарного заведения, выкладывая «карты на стол»: вот герой, вот эпоха, вот место действия. То, что не вместилось в этот кадр, между делом объясняет голос рассказчика. Триллер «Глубина», действие которого разворачивалось на подводной лодке, а героями выступала вся команда субмарины, не мог позволить себе того же самого, но режиссер Дэвид Туи выкрутился на редкость красиво: выждав шесть минут, пока лодка не подберет неожиданных пассажиров, он прогнал одного из моряков по всем отсекам с этой важной новостью, пустив за ним камеру. Таким образом, за 90 секунд зритель не только разобрался в конструкции подводного корабля, но и запомнил все лица и даже получил представление о характерах. Панорама Хогвардса в «Гарри Поттере», демонстрация полей с гуляющими динозаврами в «Парке Юрского периода» – это тоже примеры удачных установочных кадров.

В молодежных фильмах хорошей «вводной» является сцена в школьном классе, помогающая показать сразу всех персонажей, мимоходом раскрыть их характеры и взаимоотношения. Если же действие разворачивается не только в разных странах, но и в разных эпохах, то всегда можно подобрать панорамные кадры, сообщающие об этом без слов (утопающий в зелени замок, изображением которого открывается сцена, указывает на Средние века, небоскребы – на наше время, небо с летающими автомобилями – на будущее).

Помимо всех вышеперечисленных функций establishing shot часто используется еще в качестве прямого намека на тематику фильма: например, во время титров «Сонной лощины» по экрану расползается красная лужа, которая в итоге оказывается расплавленным сургучом. Вроде бы ничего страшного, но тем не менее зритель уже подсознательно ждет от сюжета каких-то кровавостей – и в итоге их получает. Здесь как у Чехова: если в кадре засветилась бензопила, то рано или поздно кто-нибудь ее включит.

Использование установочных кадров идеально соответствует главному правилу киноязыка, требующему от авторов сообщать как можно больше через картинку, а не через разговоры. К услугам установочного кадра прибегают каждый раз, когда нужно быстро и ненавязчиво «вбросить» некую информацию, важную для понимания последующих событий. Например, если в доме спрятался маньяк и по одному убирает участников вечеринки, для начала надо провести зрителя по этой вечеринке, предъявив, кто чем занимается и кто кому кем приходится – иначе зритель может запутаться в планировке помещений и вряд ли будет волноваться насчет людей, которых он даже не знает. Помимо прочего, установочный кадр может настраивать кинозрителя на вполне определенные эмоции – достаточно вспомнить отель «Оверлук» из «Сияния», наружный облик которого неуловимо менялся по ходу того, как дела внутри шли все хуже (режиссер Стэнли Кубрик виртуозно использовал для этого изменение освещения и погодных условий).

Установочный кадр способен не только открывать сцену, но и замыкать ее, подводя некий итог показанным событиям: например, воин, положивший в жарком бою толпу недругов, окидывает взглядом деяния рук своих, и его глазам предстает поле, усыпанное трупами (см. парашютную сцену в «Пристрели их», битву с японской мафией в «Убить Билла» или перестрелку в вестибюле небоскреба в «Матрице»). Правда, такой кадр уместней называть «переустановочным», т.к. он показывает, насколько сильно все вокруг поменялось с того момента, как герой расчехлил оружие.

Сегодня необходимость установочных кадров оспаривается некоторыми режиссерами, считающими, что классический подход себя изживает: мол, современного капризного зрителя надо брать за горло с первых же кадров, вбрасывая в самую середину экшена, иначе он просто переключит телевизор на другой канал. Кроме того, режиссеры, снимающие триллеры, детективы и хорроры, используют такие кадры с большой осторожностью и часто намеренно отказываются от «разъяснений» во многих сценах, чтобы не заспойлить раньше времени важные элементы сюжета: очевидно, что просмотр «Шестого чувства» или «Психо» потеряет всякий смысл, если зритель будет слишком много знать о главных героях. Тем не менее в прочих жанрах без установочных кадров по-прежнему никуда.

Умелые монтажеры вставляют установочные кадры по ходу действия так, что они не выбиваются из общей канвы, и часто только внимательный разбор истории «по костям» позволяет выявить эти «узловые точки». Тем не менее уберите их – и весь сюжет станет трудночитаем. В общем-то, для мейнстримного кино установочные кадры – инструмент поистине незаменимый: они решают широкий спектр задач креативного характера, расставляют точки над «i» и действуют подчас «лучше тысячи слов».

Не говоря о том, что это просто красиво.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?